Коррекционный педагог (дефектолог) — это специалист, который работает с детьми, имеющими различные особенности и проблемы психического и физического развития.
Суть коррекционной педагогики
Предметом специальной (коррекционной) педагогики выступает процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), эмоциональными нарушениями, замедленным интеллектуальным развитием.
В рамках коррекционной педагогики специалисты занимаются поиском и разработкой максимально эффективных методов работы с особенными детьми. Деятельность направлена на своевременное выявление отклонений, их коррекцию и профилактику возникновения.
Исходя из предмета коррекционной педагогики, специальный педагог осуществляет свою профессиональную деятельность в коррекционных (специализированных) образовательных учреждениях по следующим направлениям:
- Выявляет причины отклонений у детей, в каких условиях и при каких обстоятельствах они проявились.
- Занимается разработкой и внедрением коррекционных образовательных программ.
- Отслеживает динамику развития каждого ребенка, при необходимости вносит корректировки в программу обучения.
- Осуществляет постоянно взаимодействие со специалистами других сфер деятельности в процессе работы с особенными детьми, а также при составлении индивидуальной коррекционной программы (логопед, психолог и т.д.).
- Осуществляет анализ обучения, воспитания и развития особенных детей, в рамках специализированной школы и в рамках общеобразовательной школы в условиях инклюзии.
- Занимается созданием учебно-методической базы по подготовке педагогов к работе с особенными детьми.
- Оказывает всестороннюю помощь в воспитании и адаптации особенных детей к условиям окружающего социума.
- Занимается изучением истории становления и развития специальной (коррекционной) педагогик, новых методов работы с особенными детьми.
Данные направления деятельности коррекционного педагога являются общими, их полный перечень во многом зависит от направления, в котором работает специалист.
Например, логопедия, олигофренопедагогика, работа с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения и т.д.
Направление деятельность педагог выбирает самостоятельно еще на этапе обучения. Первоначально можно получить общую специальность «специальный педагог», а в последующем пройти переквалификацию, выбрав более «узкое» направление, например, научиться работать с детьми, имеющими отклонения в развитии.
В настоящее время специальные педагоги выполняют свои профессиональные обязанности не только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, но и в учреждениях общего типа, детских домах, школах-интернатах, а также осуществляют индивидуальное воспитание и обучение особенных детей на дому.
Качества специального педагога
Для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность качественно, специальный педагог должен не только обладать необходимыми знаниями и умениями в данной области, но и владеть рядом обязательных личностных качеств. Довольно часто именно личные качества педагога оказывают положительное влияние на динамику развития ребенка. Именно поэтому основными качествами специального педагога является безграничная любовь детям и полная самоотдача.
В профессиональном перечне, выделяют следующие качества специального педагога, осуществляющего свою деятельность в коррекционном образовательном учреждении:
- Ответственность и умение работать с большим объемом информации. Коррекционный педагог в своей профессиональной деятельности должен уметь работать не только с готовыми методиками и технологиями, но и разрабатывать авторские, в зависимости от поставленной цели коррекционной работы, индивидуальных возможностей и потребностей ребенка, уровня имеющихся у него нарушений и отклонений.
- Терпеливость, способность к состраданию, доброжелательность по отношению к особенному ребенку и его родителям.
- Высокая стрессоустойчивость. Работа коррекционного педагога подразумевает большую эмоциональную нагрузку, которую не каждый способен выдержать.
- Настойчивость. В работе с особенными детьми довольно сложно увидеть результат сразу, порой его приходится добиваться длительное время, так как им гораздо труднее, чем детям с нормой развития. Коррекционный педагог должен верить в ребенка и ни в коем случае не признавать, что ему невозможно помочь.
- Наблюдательность – педагог должен уметь «видеть» даже самые незначительные сдвиги в развитии особенного ребенка.
- Аналитические способности – включают в себя умения подбирать наиболее подходяще методы и средства работа с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности, уровень нарушений и имеющиеся возможности.
- Тактичность – коррекционный педагог должен уметь работать не только с особенными детьми, но и с их родителями. В процессе общения необходимо корректно подбирать фраз и быть осторожным в прогнозах.
Кроме того, выделяют следующие внутренние качества специального педагога:
- Педагогическая направленность – это собирательное свойство личности педагога, которое представляет собой комплекс психологических установок на работу с особенными детьми, профессиональные интересы и личные качества, а также профессиональное самосознание.
- Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания ребенка, сопереживать ему в процессе взаимодействия.
- Педагогический такт – умение держать себя в установленных рамках, в любой ситуации сохранять свою достоинство, не унижать и не ущемлять чувства коллег, детей и родителей.
- Педагогическая зоркость - способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка.
- Педагогический оптимизм – вера в каждого своего ученика и воспитанника, в его образовательные возможности.
- Культура обучения – умение грамотно выстроить взаимоотношения не только с детьми, но и с их родителями, коллегами и администрацией образовательного учреждения.