Возрастная динамика формирования лингвистической компетентности учащихся
Обучение иностранным языка реализуется по специально разработанным программам, которые составляются с учетом возрастной динамики развития психических процессов организма. Они обуславливают ведущую деятельность в том или ином возрасте, возможности развития познавательной мотивации и стремления к изучению иностранных языков, отношение к этому процессу, мотивы и установки.
Возрастные особенности развития учащихся определяют перечень методов и технологий преподавания, оптимальных для развития их лингвистической компетентности.
Оптимальным возрастом для начала изучения любого иностранного языка является младший школьный. Это обусловлено тем, что речь ребенка на родном языке является только сформированной, у него не имеется богатого опыта коммуникативного общения и использования языковых средств. Поэтому, начиная осваивать другой язык, ребенку будет легче его воспринять и найти ему практическое применение, поскольку исключается или минимизируется ощущение разрыва между языковыми возможностями родного и иностранного языков.
Рассмотрим особенности формирования лингвистической компетентности учащихся в разные возрастные периоды:
- Дошкольный возраст. Для дошкольников иностранный язык является чем-то новым, каким-то открытием. Однако, освоение языка оптимально начинать где-то с пяти лет, поскольку родной язык должен быть полностью сформирован, а психические процессы способны работать на осознанное восприятие иностранной речи и осознанное открытие чего-то нового. Дошкольники проявляют чуткость к языку и интерес к его семантике. Как правило, запоминание носит непроизвольный характер, т.е. запоминается только то, что было интересно ребенку, что привлекло его внимание вызвало какие-то эмоции. К пяти-шести годам формируется речевой слух и память, а также эмоционально-образное языковое восприятие.
- Младший школьный возраст. В этом возрасте лучше всего формируется положительная мотивация к изучению иностранного языка. Она формируется за счет занимательного содержания учебной программы, применения инновационных методов работы, технологий обучения, создания эффекта неожиданности на учебном занятии, создания творческой обстановке на уроке, использования метода проектов и технологии проблемного обучения, организации коллективного творчества и создания совместных проектов на иностранном языке, использования игровых приемов обучения.
- Средний школьный возраст. Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю, то процессы его коммуникативного развития находятся в активной фазе. Коммуникативные навыки развиваются и углубляются, ребенок испытывает потребность в непрерывном общении со сверстниками. Эту потребность можно направить на формирование лингвистической познавательной мотивации. Для этого используются современные информационные технологии. ПК и сеть интернет позволит познакомить учащихся со сверстниками из других стран, которые владеют изучаемым иностранным языком. При нахождении общих интересов учащихся, тем для общения, возникает острая потребность в ежедневном общении с новыми друзьями, а для этого повышается мотивация к изучению иностранного языка. Тем более, что в средней школе на отдых и развлечения ребенку, практически, не хватает времени. А общение в сети позволит совместить приятное с полезным.
- Подростковый возраст. В этот период происходит активное формирование всех познавательных процессов. Учащиеся умеют выдвигать гипотезы, строить умозаключения, анализировать ситуации, логически мыслить, рассуждать на разные темы. Память имеет более расширенные функции и спектр действия, в отличие от предыдущего периода развития ребенка. Она позволяет воспринимать и сохранять большие объемы данных. Это способствует формированию активной потребности в познании не только своей культуры, но и культуры других стран и народов. А значит, освоение языка другого народа является потребностью и стремлением учащегося.
- Старший школьный возраст. Он характеризуется желанием ухода от простого заучивания иностранного словаря, правил иностранного языка, а формированию понимания устройства языка, его явлений, средств, особенностей. Учащийся ищет для себя закономерности использования различных средств иностранного языка в конкретных речевых ситуациях. Кроме того, память находится на высоком уровне развития и активизируется работа логической памяти, т.е. учащийся сам разрабатывает способ лучшего усвоения языка, технику запоминания. В этом возрасте происходит развитие индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Он предполагает активизацию самостоятельного познания языка и его средств учащимися. Мотивация к изучению иностранного языка определяется еще и сформировавшимися интересами и потребностями учащегося, его профессиональными ориентирами деятельности.
Актуальность изучения иностранного языка в раннем возрасте
Большинство ученых сходятся во мнении о том, что лучший возраст для начала ознакомления ребенка с иностранным языком начинается с трех лет. Раннее обучение не признается эффективным и целесообразным. Однако, многие дети рождаются в семьях, где родители владеют разными языками. Они с младенчества воспринимают речь на двух (а то и больше) языках. Они успешно осваивают языки и уже к началу обучения в школе являются полноценными носителями двух языков – билингвами.
Изучение языка с раннего возраста имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся следующие аспекты:
- Обучение происходит в быту, когда ребенок подражает речи родителей.
- Обучение проходит в игровой форме и ребенок не замечает учебной атмосферы.
- Начиная с полутора лет, ребенок активно воспринимает звуки. Поэтому иностранная речь усваивается лучше и изначально формируется правильное произношение.
- Язык воспринимается на интуитивном уровне.
- Язык может иметь практическую реализацию, т.е. ребенок будет общаться на нем в дальнейшем (с носителем языка, с родителем, переедет в страну, где на нем общаются и т. д).
Отрицательными сторонами изучения иностранного языка в раннем возрасте являются:
- Сложность построения искусственной билингвальной среды и ее низкая эффективность.
- Неосознанное восприятие иностранного языка и познание.
- Психологические процессы организма еще не готовы к познавательной лингвистической работе.
- Плохое освоение родного языка в связи с его сопоставлением с иностранным.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте реализуется в игровой форме. Его продуктивность требует регулярности занятий и практического закрепления материала.