Стили педагогического общения
Стиль педагогического общения – это способ организации взаимоотношений и построения коммуникативных связей между педагогом и учащимися.
Стиль педагогического общения отражает определенное сочетание способов, приемов, средств реализации педагогического процесса, ориентированных на достижение целей и задач образования.
Каждый педагог является индивидуальностью, а потому, имеет свой конкретный стиль деятельности и стиль общения с учащимися. От стиля педагога зависит успешность реализации учебно-воспитательного процесса.
Стиль педагогического общения является важной составляющей личности педагога. Именно личности, потому, что стиль отражает свойства личности педагога, черты его характера, уровень интеллектуального развития, наличие педагогического мастерства и профессионализм. Посредством стиля общения, педагог демонстрирует учащимся свои коммуникативные навыки и желание строить взаимодействие с детским коллективом. Если дети видят положительный настрой педагога, чувствуют его стремление к установлению с детьми сотруднических, дружественных взаимоотношений, то и сами будут ориентироваться на построение ответных положительных взаимоотношений.
Каждый стиль общения педагога предполагает построение определенной структуры общения с детьми, поэтому, стиль оказывает воздействие на развитие речи детей дошкольного возраста.
Педагогом может быть использован один из следующих стилей общения:
- Авторитарный стиль. Такой стиль общения не предполагает развитие социальных контактов ребенка, навыков социального взаимодействия, межличностного контактирования. Более того, он не ориентирован на проявление инициативы ребенка и выражения своего мнения. Поэтому, развитию речи он не способствует.
- Либеральный стиль. Этот стиль общения можно охарактеризовать, как попустительский. Педагог дает детям полную свободу, не интересуясь их развитием и его итогами. В общении педагога прослеживается равнодушие: педагог не вмешивается в проблемы детей, не стремится установить с ними положительные контакты, не оказывает помощи и поддержки.
- Демократический стиль. Именно этот стиль общения ориентирован на построение системы общения и взаимодействия в коллективе. Каждый ребенок привлекается к общению, выражению своего мнения. Это формирует умение строить коммуникативные связи, общаться, слушать и слышать своего собеседника, строить бесконфликтные диалоги. Естественно, что это помогает в развитии четкой и правильной речи дошкольника.
Рисунок 1. Влияние стиля общения воспитателя на культуру речи детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как показывает статистика, в реальной педагогической практике, крайне редко, используется один стиль общения в чистом виде. Как правило, имеет место комплексное использование стилей общения т.е. смешанное общение. Хорошо, если педагог использует максимально полезные параметры каждого стиля и ориентируется на реализацию демократических принципов педагогического взаимодействия.
Каждый стиль педагогического общения имеет определенную структуру общения.
Учебно-дисциплинарное взаимодействие с детьми
Такое взаимодействие характерно для авторитарного стиля общения. Но его отдельные параметры, часто, используются педагогами и при иных стилях общения.
Учебно-дисциплинарные отношения между педагогом и учащимися строятся на основе установления тоталитарного контроля педагога над деятельностью ребенка. Ему не предоставляется права выбора и свобода в выражении своего мнения. Педагог занимает авторитетную позицию в общении и не допускает, чтобы учащийся взял верх в противостоянии. Любые противоречия, возникающие при общении между педагогом и учащимся устраняются посредством принуждения. Оно не всегда бывает явным, а, чаще всего, достигается за счет безусловного авторитета и признания правоты педагога, как непоколебимой истины.
При общении с детьми дошкольного возраста, такая система взаимодействия приводит к тому, что ребенок не стремится к развитию своей речи, поскольку проявить инициативность и выражать свое мнение ему все равно не дадут. Напротив, он может закрыться, замкнуться в себе.
Полноценное использование учебно-дисциплинарного взаимодействия с детьми не дает положительных результатов в речевом развитии ребенка.
Взаимодействие по принципу «невмешательства»
Если педагог строит взаимоотношения с детьми на основе «невмешательства», то его общение с ними реализуется на основе равнодушия, раздражительности и неприятия детей. Он отстраняется от них, давая им полную свободу и говоря: «Делайте, что хотите, только оставьте меня в покое».
Педагог устанавливает такое взаимодействие, когда желает уйти от проблем и ответственности. Он не хочет конфликтовать с ребенком, поскольку конфликты будут неизбежны при построении взаимоотношений с детским коллективом. Но он и не помогает детям в решении их проблем. Ребенок оказывается предоставленным сам себе. Он развивается, как может. Во взаимодействии между педагогом и дошкольником приоритетная позиция отводится ребенку. Педагог является пассивным. Он стремиться исполнять желания детей и адаптироваться к их потребностям.
При «невмешательстве» педагога происходит спонтанное развитие речи ребенка т.е. речь развивается сама по себе. Ее коррекцией никто не занимается. Система взаимоотношений в коллективе формируется, также, сама по себе.
Личностно-ориентированная структура взаимодействия
При таком взаимодействии, педагог выстраивает свое общение, занимая позицию субъекта общения и предоставляя ребенку такую же позицию.
Во взаимодействии используется индивидуальный подход к каждому ребенку и его особенностям. Для речевого развития ребенка, такое взаимодействие является наиболее оптимальным. Оно помогает каждому дошкольнику занять активную коммуникативную позицию, преодолеть трудности речевого взаимодействия.
Тактика общения педагога с детьми строится по следующим принципам:
- Сотрудничество.
- Понимание.
- Принятие ребенка.
- Гибкость общения.
- Ориентация на интересы и потребности ребенка.
- Эмоциональная связь.
- Равноправие.
Ребенок чувствует себя психологически комфортно и эмоционально защищенным при данном взаимодействии. Поэтому, его речь активно развивается и наполняется новым содержанием.