Связь между развитием интеллекта и творческими способностями
Творческие способности – это способности принятия нестандартных решений, формулирования новых идей и направлений деятельности, навыки разрешения нестандартных ситуаций, использование объектов и предметов оригинальным способом, чтобы достигнуть целей и задач в какой-то деятельности.
Ученые давно ведут исследования в области развития творческих способностей личности и их взаимосвязи с интеллектуальным развитием. В частности, английским ученым Г. Айзенком была выдвинута гипотеза о том, что творческая одаренность, таланты человека являются составной частью его умственной деятельности, иными словами, умственное развитие, одаренность оказывает воздействие на развитие творческих способностей человека.
Американские исследователи под руководством Л. Термена на протяжении нескольких десятков лет проводили изучение этой гипотезы, применяя разнообразные методы тестирования интеллекта, IQ-тесты, приемы диагностирования творческих способностей большого количества школьников с высоким уровнем интеллекта. Они анализировали их дальнейшую жизненную динамику развития. Ими были сделаны успехи в обучении: окончание школы, получение высшего образования. Они успешно построили карьеру и, многие из них неплохо зарабатывали по своей специальности, но ни один из пары сотен тысяч человек не достиг успехов в области науки, искусства, культуры.
Исследования Термена показали, что уровень интеллектуального развития не имеет прямой зависимости с развитием творческих навыков. Многие из людей, которые не вошли в группу анализируемых Терменом, поскольку не добрали баллы, проявили себя в творческой деятельности, стали лауреатами Нобелевской премии, создали художественные и музыкальные шедевры. При этом, уровень интеллекта, большинства тестируемых лауреатов Нобелевской премии, оказывается достаточно высоким, хотя среди них попадаются люди, чей уровень IQ оказывается ниже среднего.
Проводились и иные исследования, которые показали, что не существует абсолютно никакой связи между уровнем развития интеллекта и творческими способностями человека.
По результатам российских исследований в области зависимости интеллектуального развития и творческих способностей, было установлено, что люди, обладающие креативным мышлением, имеющие разнообразные творческие способности оказываются неспособными в активизации репродуктивного мышления и сталкиваются со сложностями в решении элементарных задач школьной программы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень интеллектуального развития не оказывает никакого влияния на развитие творческих способностей личности. Однако, творческие способности вполне могут влиять на интеллектуальное развитие в силу своего активного воздействия на мыслительные процессы и активизацию креативного мышления.
Влияние креативного мышления на умственное развитие ребенка
Современное общество предъявляет новые требования к функционированию образовательных систем. Их деятельность опирается на инновационные подходы, с применением новых методик и технологий обучения. В частности, технология развивающего обучения активно используется на всех уровнях образования.
Технология развивающего обучения базируется на следующих идеях:
- Интеллект от рождения не является достаточно развитым;
- Познавательные процессы требуют развития;
- Развитие психических функций требует тренировки за счет внешнего воздействия развивающих факторов;
- К развивающим факторам относится: творческое мышление, нестандартные подходы к решению обыденных задач, нахождение креативного решения для выхода из сложной ситуации.
Интеллектуальная деятельность, познавательные процессы, мыслительные операции активизируются благодаря развитию творческого мышления. Именно умение мыслить нестандартно, креативно помогает:
- Развитии образного мышления;
- Формировании гибкости мыслительных процессов;
- Развитии навыков оперирования информационными ресурсами;
- Развитии навыков рассуждения;
- Формировании умения делать обоснованные выводы.
Развитие интеллектуальных способностей имеет важное значение во всестороннем развитии личности ребенка. Развитый интеллект позволяет лучше усваивать информацию, упрощает социальную адаптацию, способствует развитию уверенности в себе и устраняет стеснение.
Это обуславливает необходимость развития творческого мышления. Оно помогает в устранении страха, боязни столкновения с новыми, нестандартными обстоятельствами, формируя навыки поиска путей выхода из них. Творческое мышление необходимо для развития воображения ребенка, которое, также необходимо, в интеллектуальной деятельности.
Если ребенок обладает высоким уровнем интеллектуального развития, имеет творческие способности, развитое творческое мышление, то у них не возникает проблем с формированием адекватной самооценки, проявлением самообладания, приспособлением к социальной жизнедеятельности.
Использование игровых технологий в развитии интеллектуально-творческих способностей
Использование игровой деятельности актуально, практически на всех этапах, обучения детей. игровая деятельность помогает в развитии памяти, восприятия, воображения, логического и творческого мышления.
Существует ряд развивающих игр, ориентированных на развитие интеллектуально-творческих способностей организма и некоторых психических процессов.
Развивающие игры имеют ряд особенностей:
- Сюжет игры строится на связи логического восприятия с образным;
- Игровые задания базируются на системе усложнения вопросов развивающего характера и формирования познавательных заданий;
- Игры способствуют развитию наблюдательности и стремления к исследованию;
- Игры активизируют креативное мышление, развивают навыки видения объектов и ситуаций под иным углом;
- Способствуют формированию фундаментальных представлений о мировом устройстве, математических законах, нормах поведения;
- Сюжет игр способствует органичному внедрению в них интеллектуально-творческих заданий.