Неформальные объединения в жизни подростка
Неформалы – это официально не зарегистрированная, возникшая по чьей-то инициативе или спонтанно группа людей, имеющих общие интересы и потребности.
Чтобы подросток отделился от родителей, он должен пройти ступень отрицания, на определенное время отойти от родителей и стать самостоятельнее. Для этого ему нужен круг единомышленников и ровесников, там он найдет полное понимание и самореализуется среди таких же как он или очень похожих людей. В будущем это поможет ему успешно адаптироваться в рабочем коллективе, самоопределиться и найти себя во взрослой жизни.
Именно эту потребность подростков и эксплуатируют создатели субкультур и прочих неформальных объединений. Поддержка неформальных объединений со стороны СМИ – это зарабатывание больших денег на дешевых вещах и аксессуарах (футболки, значки, плакаты, диски и пр.), посредством использования потребности каждого подростка идентифицироваться с каким-то сообществом.
Подростки находятся на сложной ступени перехода из детского во взрослое состояние. Во взрослом мире для них все ново, интересно и вместе с тем страшно из-за неизвестности. В связи с этим, объединение в группы – это закономерность, выступающая в качестве способа почувствовать свою принадлежность к миру и защиту от него.
Любое сообщество подростков – попытка отделиться от родителей, чтобы познать мир самостоятельно, не оставшись в одиночестве. Также переходному возрасту характерны неконтролируемые гормональные всплески. В этом состоянии подросток может сам не понимать, что с ним происходит, пугается сам себя и своего состояния, а найти понимание среди своих сверстников ему гораздо легче, чем среди взрослых. Поводом встретиться с друзьями может быть что угодно: желание послушать тяжелую музыку, посмотреть футбол и пр.
Для родителей зачастую подросток – это ребенок, который вдруг начал вести себя плохо, странно и неадекватно. Родители стремятся принять меры и защитить своего ребенка от вредного воздействия уличной компании. Это логичный поступок для родителя, но он неприемлем для подростков, которые уже не считают себя детьми и хотят самоутвердиться в мире в новом качестве – как взрослые люди, вольные принимать решения самостоятельно.
Неформальные сообщества, как часть современного мира, призваны научить подростка важным для жизни в социуме вещам.
Социологи выделяют несколько видов неформальных групп:
- асоциальные – стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют никакой угрозы обществу. Преимущественно выполняют рекреационную функцию. Например, панки, мажоры, рокобилли, хиппи, рокеры и пр.;
- антисоциальные – с ярко выраженным агрессивным характером, стремящиеся утвердить себя за счет других, им свойственна нравственная глухота. Типичные представители - уличные банды;
- просоциальные – неформальные клубы и объединения социально-положительные, т. е. приносящие обществу пользу. Они занимаются решением социальных проблем – защищают памятники, реставрируют храмы, занимаются решением экологических проблем;
- неформалы художественной направленности.
Влияние подростковых субкультур на социализацию подростка
Современное состояние подростковых субкультур объясняется следующими аспектами:
- подростковый возраст отличается порывистостью, неустойчивостью желаний, нетерпимостью, дерзостью, усугубляемыми переживаниями амбивалентности социального статуса. Это и приводит подростков в социальные коллективы, удовлетворяющие их потребности во времяпровождении, общении и т. д.;
- существенные этнические различия – стремление подростков к сохранению или восстановлению позитивной этнической идентичности, дающей ощущение психологической безопасности и стабильности;
- кризис, касающийся социальной структуры общества с переходом на рыночную экономику, закономерно вызвал смену социальных ориентиров, переоценку традиционных ценностей, обусловил поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентацию на ускоренное статусное продвижение с прогрессирующей социальной неадаптивностью;
- современная культура России институционального и субъектно-деятельностного уровня находится в состоянии кризиса;
- попытки реализовать целостную программу гуманитарной социализации в государственном масштабе на увенчалась успехом. Сегодня нет единой системы гуманитарного воспитания, а частные инициативы в этой области осуществляются в экспериментальных учебных заведениях, охватывая только немногочисленные подростковые общности.
В группах подростки могут реализовать крайне важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть своим, необходимо выглядеть внешне, как все остальные, разделять общие увлечения группы. Мода также является средством самовыражения. Подростковый стиль претендует на то, чтобы быть уникальным и экспериментальным, подчеркивая свое отличие от стиля взрослых. Мода является средством коммуникации и идентификации: ее видимые (одежда, прически, аксессуары) и слышимые (музыка, слэнг) проявления выступают для подростков в качестве средств демонстрации своей принадлежности к той или иной группе. Также это возможность приобрести статус в своей среде: овладение нормами и ценностями сообщества выступает в качестве способа самоутверждения.
Таким образом, требования социальных сообществ становятся личными качествами и чертами характера подростков. Осознание групповой принадлежности и солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку возможность чувствовать себя устойчивее и эмоционально благополучнее.