Понятие и сущность конфликтных ситуаций в среде младших школьников
Конфликтная ситуация – это противоречивые или противоположные позиции сторон по определенному вопросу, стремление к противоположным целям, использованию разных средств их достижения, несовпадение мнений, желаний, интересов и т.д.
Наличие конфликтов в школе, особенно в начальных классах явление достаточно распространение и в какой-то мере обыденное. Это связано с тем, что школа представляет собой то место, в котором сконцентрированы разнообразные методы и средства формирования личности ребенка, усвоение им социального опыта и адаптации в обществе, освоение базы знаний, умений и навыков. Именно поэтому очень важно создать благоприятные условия для воспитания и обучения детей на всех школьных этапах. Особенно актуально это для детей начальной школы, которые только недавно вступили в новый для себя статус, в связи с чем, проходят процесс адаптации.
Создание комфортной психологической среды не только будет способствовать полноценному формированию личности, но и оказывать положительное влияние на усвоение учащимися начальных классов учебного материала.
Задача педагога не просто разрешить конфликтные ситуации в среде младших школьников, но и постараться их предотвратить. Для этого следует знать основные причины их возникновения.
Основные причины конфликтных ситуаций в среде младших школьников:
- Изменение социального статуса ребенка, что влечет за собой изменение привычного образа жизни.
- Формирование взаимоотношений с учителем и одноклассниками, возникновение необходимости считаться с мнением коллектива.
- Физическое созревание, приводящее к изменениям в организме ребенка и переизбытку внутренней энергии, которую необходимо научиться сдерживать.
- Психологическая перестройка, изменчивость настроения, излишняя впечатлительность.
- Неустойчивость внимания, обусловленная преобладанием возбуждения над торможением, а также естественной потребностью ребенка в движении.
- Преобладание процесса познания над процессом запоминания и усвоения.
- Появление новых обязанностей, обусловленных статусом ученика.
- Доверчивое отношение к статусу учителя и параллельное становление собственного «Я».
- Отсутствие личного опыта предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
- Сохранение преобладания игровой деятельности над иными видами деятельности ребенка.
Таким образом, если педагог хорошо осведомлен об основных причинах возникновения конфликтных ситуаций в среде младших школьников, то в его силах предотвратить конфликт и тем самым создать благоприятную атмосферу для учебного процесса.
Виды конфликтных ситуаций в среде младших школьников и их влияние на учебный процесс
Конфликтная ситуация по свой природе – это противоречия между сторонами. Конфликт может иметь различную форму и тип.
Выделяют следующие типы конфликтов:
- Внутриличностный – это конфликт, который включает в себя две и более составляющие одной личности. В данном случае возникает конфликтная ситуация личного восприятия учебного процесса. То есть учащийся проявляет негативное отношение к учебе. Это может быть вызвано непринятием правил поведения в классе, порядком подачи учебного материала и т.д. Данный тип конфликта негативно сказывается на освоении учебного материала, так как ученик не воспринимает учебный процесс вовсе.
- Межличностный – это конфликт, который возникает между несколькими учащимися, в результате конфронтации мыслей, мотивов, потребностей, ценностей, целей и установок.
- Личностно-групповой – это конфликт, который возникает между отдельным учеником и всем коллективом учащихся, вследствие несоответствия поведения личности с общепризнанными требованиями.
- Межгрупповой – это конфликт, который возникает между группами учащихся. Происходит на основании столкновении взглядов, целей, ценностей и т.д.
Все указанные типы конфликтных ситуаций оказывают негативное влияние на усвоение учащимися учебного материала и в целом мешают реализации образовательного процесса.
Несмотря на кажущееся исключительно негативное влияние, конфликтная ситуация может выполнять и позитивные функции. Это относится к конструктивным видам конфликтов.
Позитивные функции конфликтной ситуации в среде младших школьников, оказывающие положительное влияние на освоение учащимися учебного материала:
- Установка и поддержание физических параметров ученического коллектива – в ходе конфликта выявляются проблемы в управлении детским коллективом, недостатки некоторых его участников и т.д.
- Разрядка напряженной обстановки – в ходе конфликта осуществляется эмоциональное взаимодействие между его участниками, сопровождаемое бурными реакциями, что позволяет снять общее напряжение, приводит к снижению интенсивности отрицательных эмоций и выводит учащихся на конструктивный диалог.
- Установка и последующее поддержание относительно стабильной и спокойной структуры взаимоотношений между учащимися, как во время уроков, так и во внеурочное время.
- Установление возможностей учащихся – учитель отмечает детей такие умение как, аргументировано отвечать оппоненту, быстро реагировать, пользоваться имеющимися знаниями и т.д.
- Выявление нарушений функционирования коллектива учащихся. Во время конфликтных ситуаций педагог понимает, что в детском коллективе не все в порядке, атмосфера не благоприятна для процесса обучения и воспитания.
Негативные функции конфликта нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений.
Таким образом, конфликтные ситуации, в зависимости от их вида и типа, могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процесс обучения и на качество усвоения учащимися учебного материала.