Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.
Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Оно предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.
В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.
Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.
В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания. Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития:
- 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т.д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
- 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.
- 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.
Виды игрушек и требования к ним
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка - игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.
Виды игрушек:
- Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т.д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.
- Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т.п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.
- Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т.п. Обладают большими развивающими возможностями.
- Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозаики и т.д.). Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т.п. (направлены, на развитие психических процессов).
- Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т.д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.
- Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).
- Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т.д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).
- Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.
Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.
Требования к подбору игрушки:
- Игрушка должна быть безопасна.
- Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.
- Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.
- Не нести в себе угрозу или насилие.
- Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.
- Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.
Значение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста
Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:
- Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а также при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.
- Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах. Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.
- Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности - пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т.д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.
- Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т.д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.
- Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т.д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.
Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.