Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание культуры здоровья у дошкольников

Здоровье относится к важнейшим составляющим счастья и благополучия человека во всех сферах жизнедеятельности. От состояния здоровья граждан зависит успех социально-экономического развития всего общества и государства. В этой связи, государственная политика в социальной сфере ориентируется на развитие здоровой нации. Ее формирование целесообразно начинать с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период происходит активное развитие ребенка в физиологическом, психическом, нравственном и духовном направлении.

В дошкольном возрасте образовательная программа строится на основе формирования культуры здоровья у подрастающего поколения.

Понятие культуры здоровья и ее параметры

Культура здоровья детей дошкольного возраста является составным элементом общечеловеческой культуры. Она включает в себя ценностное и грамотное отношение к своему здоровью и здоровью других граждан, его укреплению, сохранению и поддержанию в оптимальном для жизнедеятельности состоянии. Кроме того, культура здоровья базируется на личностных и социально значимых способах организации жизнедеятельности, ориентированных на развитие физического, психического и социального благополучия, недопущения развития недомоганий и различного рода заболеваний.

Формирование культуры здоровья является важным направлением общественного развития на современном этапе. Приоритетным периодом развития культуры здоровья является ранний и дошкольный возраст, поскольку именно в это время происходит формирование ценностных ориентаций личности, осуществляется ее социализация и ознакомление с различными способами деятельности и приемами построения общественных взаимоотношений. Постепенно, ребенок формирует опыт в различных областях жизнедеятельности, развиваются его представления о правилах поведения в различных сферах, в том числе и в отношении здоровья.

Замечание 1

Формирование культуры здоровья у дошкольника происходит посредством развития его здоровьесохраняющей компетентности, как желания решать задачи по поддержанию здорового образа жизни и формирования навыков безопасного поведения, в отношении своего здоровья и не причинения вреда жизни и здоровью окружающим. С другой стороны, культура здоровья дошкольника проявляется в его здоровьесозидающей деятельности.

«Воспитание культуры здоровья у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными показателями наличия культуры здоровья у детей дошкольного возраста являются:

  1. Ценностное отношение детей к здоровью, осознание его смысла и значимости для себя и для всего общества;
  2. Формирование системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих нормах общественного поведения, принятие и следование концепции здорового образа жизни;
  3. Формирование здоровьесберегающего поведения, умений и навыков деятельности по сохранению и поддержанию здоровья;
  4. Развитие и проявление здоровьесберегающей грамотности и следование здоровьесозидающему направлению деятельности;

На современном этапе общественного развития, культура здоровья подрастающего поколения включает в себя формирование регулярного и оптимального двигательного режима, процедуры закаливания, разработку оптимального режима дня ребенка, включающего рацион и время питания, режим сна и досуга, знакомство с правилами и нормами гигиены, создание благоприятной атмосферы, создающей положительный эмоциональный настрой ребенка и мотивирующий его к общественно полезной и рациональной деятельности.

Содержание и задачи формирования культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте, развитие ребенка во всех сферах жизнедеятельности находится на начальной стадии. Ребенок получает первоначальные представления о том, что представляет собой здоровье, как оно влияет на организацию нормальной жизнедеятельности и насколько важно его сохранять и поддерживать. Ребенок усваивает эту информацию неосознанно, а только лишь на основе копирования поведения взрослых, которым он стремится подражать: родители, братья, сестры, педагоги. Поэтому для формирования культуры здоровья в младшем дошкольном возрасте особенно важное значение играет демонстрация здоровьесберегающего поведения.

Основными задачами по развитию ценностного отношения к здоровью являются:

  1. Формирование заинтересованности и стремления к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
  2. Формирование заинтересованности изучения себя, своих физических качеств и способностей. Ребенок изучает свою структуру – осанку, рост, строение ног и рук, оценивает свои двигательные навыки, состояние здоровья.
  3. Формирование представлений о человеке, его организме и критериях здоровья.
  4. Формирование элементарных гигиенических навыков и правил поведения.
  5. Формирование навыков безопасного поведения в обществе, различных ситуациях и приемах прошения помощи в затруднительных ситуациях.
  6. Формирование навыков оказания простой помощи взрослым.
  7. Развитие самостоятельности в выполнении гигиенических процедур, одевании, уходе за своими вещами и игрушками.
  8. Формирование навыков игровой деятельности с здоровьесберегающими направлениями.

Содержание и задачи формирования культуры здоровья у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст охватывает период с четырех до пяти лет. В это время осуществляется развитие более устойчивого интереса детей к правилам сохранения здоровья, развивается их заинтересованность в следовании элементарным гигиеническим навыкам, поддержании собственного здоровья. Кроме того, в этот период развивается самостоятельность детей. Они уже в большей степени способны выполнять гигиенические процедуры, поддерживать опрятный внешний вид и стремятся уберечь себя от различных негативных факторов, воздействующих на организм и наносящих вред здоровью.

К шести-семи годам осуществляется развитие здоровьесберегающих компетенций, расширяются знания и навыки детей в области своего здоровья и его защиты.

К здоровьесберегающим задачам развития детей этого возраста относятся:

  • Формирование простых навыков описания состояния своего здоровья, просьба о помощи взрослых при недомоганиях;
  • Освоение основных правил поведения: культуры питания в общественных местах, ухода за собой, поддержание чистоты в доме, содержании в чистоте своих вещей и игрушек;
  • Развитие навыков предотвращения опасного влияния внешних факторов на собственное здоровье и здоровье окружающих;
  • Развитие способностей к самообслуживанию и самостоятельности во всех областях жизнедеятельности;
  • Формирование навыков и стремлений к регулярному выполнению физических упражнений.
  • Развитие при помощи игры, способностей к разрешению проблемных ситуаций, касающихся здоровья и его охраны.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot