Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние биоритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста

Биологические ритмы и работоспособность

Определение 1

Биологический ритм – повторяющиеся с определенной периодичностью изменения характера и интенсивности биологических процессов в организме.

Повторяемость процессов является одним из наиболее важных признаков жизни. При этом огромная роль отведена способности живых организмов чувствовать время. С помощью этой способности организм устанавливает суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов.

Ритмы физиологических процессов имеют волнообразные характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний – период, или цикл.

Биологические ритмы, или биоритмы – это относительно регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к такого рода изменениям передается по наследству и обнаруживается практически у любого живого организма. Они могут наблюдаться в отдельных клетках, тканях или органах, а также в целом в организме и в популяции.

Можно выделить следующие значимые достижения биоритмологии:

  • биоритмы обнаружены на каждом уровне организации живой природы – от одноклеточных до биосферы, что говорит о том, что биоритмика – одно из наиболее значимых свойств живой системы;
  • биоритмы признаны наиболее важным механизмом регуляции функций организма, которые обеспечивают гомеостаз, динамическое равновесие и процесс адаптации в биологических системах;
  • установлено, что биоритмы имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, а с другой стороны, их осуществление связано с таким фактором внешней среды, как датчик времени;
  • сформулирован ряд положений о временной организации живой системы, включая человека – один из основных принципов биологической организации;
  • обнаружены биоритмы чувствительности организма к воздействию факторов химической и физической природы, что стало основой развития хронофармакологии, то есть способов применения лекарств учитывая зависимость от фаз биоритмов и функционирования организма;
  • закономерности биоритмов учитывают для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
«Влияние биоритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Биоритмы организма могут быть суточными, месячными, годовыми, они остались практически без изменений с первобытных времен и не могут соответствовать ритмам современной жизни. Каждый человек может заметить на протяжении дня спады и пики активности жизненных систем. Биоритмы человека фиксируются в хронограммах. Основные показатели хронограмм – температура тела, пульс, частота дыхания в покое. Знание своей индивидуальной хронограммы дает возможность выявлять опасные заболевания, эффективно организовывать собственную деятельность в соответствии с возможностями организма, избегая сбоев в работе.

Самую напряженную работу рекомендуется делать в те часы, когда основные системы организма функционируют максимально интенсивно. Это может быть как утро или вечер, так и середина дня, в зависимости от индивидуальных биоритмов.

Влияние биоритмов на работоспособность учащихся среднего школьного возраста

Месячные циклы, в отличие от недельных, существуют объективно в окружающей природе. Их называют сидерическими месяцами с продолжительностью 27 1/3 суток – период обращения Луны вокруг Земли и синодическими месяцами с продолжительностью 29 ½ суток – время между двумя последующими новолуниями.

Основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс, которое проявляется приливами и отливами в реках и морях, а также экранирование Земли Луной от электромагнитного солнечного излучения. Так, гипертоникам необходимо остерегаться полнолуния, когда кровь максимально приливает к голове, а гипотоникам – новолуния, когда кровь от головы приливает к ногам. В момент смены лунных фаз стоит сделать перерыв в напряженной деятельности, чтобы восполнить силы, а также делать перерывы в работе на пиках фаз.

В недельных ритмах особенно выражен социальный (экзогенный) компонент – недельный ритм работы и отдыха, который влияет на изменение функциональных отправлений организма.

В понедельник отмечается врабатываемость после выходных дней, максимальная работоспособность отмечается в середине недели, а к пятнице уже отмечается накопление усталости, утомления и снижается работоспособность.

Всех людей можно разделить на несколько групп в зависимости от периода их наибольшей активности, что является крайне важным для школьных подогов, так как им нужно понимать, на какой период ставить наиболее сложные уроки.

Таким образом, в биоритмологии выделяю следующие группы людей:

  1. Голуби – люди дневного типа, с циклическим ритмом, наиболее приспособленным под естественную смену дня и ночи. Наилучшая умственная и физическая активность у них отмечается с 10 до 18 часов, а спать они ложатся примерно в 23 часа.
  2. Жаворонки-голуби – смешанный тип, который дает возможность подстроиться под утренний ритм жаворонков, что удлиняет рабочий день. Обычно наиболее активный период приходится на 16-18 часов.
  3. Совы – люди ночного типа. Они ложатся спать позже 23-24 часов, но зато им гораздо сложнее вставать в ранние утренние часы. У большинства представителей данной категории отмечается три пика интеллектуальной активности:

    • дневной – 13.00-14.00;
    • вечерний – 18.00-20.00;
    • ночной – 23.00-1.00.

    Наиболее полноценный при этом – вечерний период.

  4. Голуби-совы – могут сохранять трудовую активность до позднего времени и с утренним подъемом они не испытываю проблем, но при таком режиме им требуется непродолжительный дневной сон.

Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot