Биографические сведения М. В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский академик. Он оказал огромное воздействие на развитие отечественной культуры и науки. Он привнес что-то новое практически во все области человеческого знания: литературу, поэзию, языкознание, историю, географию, геологию, металлургию, физику, химию, педагогику и пр.
Главным предметом научных работ Ломоносова на протяжении первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика и металлургия. С 1753 года и до конца жизни Ломоносов работал в самых разных областях естественных и прикладных наук, занимаясь вместе с этим литературным творчеством. Он опубликовал несколько од и трагедий, а также фундаментальных философских трудов.
В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. Он инициировал различные научные, технические и культурные начинания. Ломоносов видел общественный прогресс в первую очередь в развитии наук и просвещении, поэтому отдавал много сил борьбе за расширение Академии Наук и улучшение ее работы, как учебно-научного учреждения.
По инициативе Ломоносова и по его проекту при содействии И.И. Шувалова в 1755 году открыли Московский университет. Преподавать в нем начали на основании трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике и пр. Предложения Ломоносова помогли организовать учебное дело в Академии Наук: в университете учредили факультеты, назначали профессоров, начали систематически читать лекции, в гимназиях ввели должность инспектора, назначали преподавателей из числа адъютантов Академии Наук.
Основа обучения для Ломоносова – родной язык. В гимназии им были учреждены особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники красноречия были составлены на латыни или церковнославянском языке.
Литературное и естественнонаучное творчество Ломоносова
Большая роль в становлении грамматических норм отведена собственному литературному и естественнонаучному творчеству Ломоносова. Он смог добиться перевода на русский язык ряда учебных пособий.
Просветительская деятельность Ломоносова не была ограничена только рамками Академии Наук. Он разработал проект создания в Санкт-Петербурге отдельного университета, который не входил в состав Академии Наук, также выдвинул идею от открытии университета в Киеве, принимал участие в создании Академии Художеств в Петербурге, объяснил необходимость учредить гимназии в губернских городах. При этом главная роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I была отведена Ломоносовым Академии Наук. Важнейшее направление ее деятельности он видел в создании условий для воспитания отечественных ученых.
Ломоносов считал, что наука – главный фактор общественного развития, он стремился использовать ее на благо экономического и культурного процветания родины. Ломоносов обратился к воспитательным проблемам и вопросам подготовки молодой научной смены, заботясь о могуществе Российского государства. К отличительным принципам его учения о воспитании и образовании молодежи относят принцип народности, демократизма, гуманизма. В своих трудах ученый отразил прогрессивные идеи, касающиеся организации школьного дела в государстве, задач, форм и методов воспитания и образования, а также роли личности учителя.
Ломоносов видел успешность педагогической деятельности в единстве образования и воспитания с обязательным учетом наследственности и индивидуальных особенности личности ребенка, условий обучения.
Ломоносов подчеркивал необходимость преемственности общего, среднего и высшего образования. Большое внимание он уделял основам педагогики высшей школы. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова:
- народное просвещение – разработка учебных пособий на русском языке;
- методическая работа – разработка нового устава;
- разработка программы организации просвещения в России, создание Московского университета и гимназии;
- завершение работы над программой развития средней и высшей ступеней образования в России.
Основание Московского университета
Огромная заслуга ученого – основание Московского университета. В нем работало три факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение в университете велось в основном на русском языке. Заслуга Ломоносова в том, что университет не был привилегированным учебным заведением, состав первых студентов полностью состоял из разночинцев.
Университет был автономным учреждением, освобожденным от политического надзора и сборов, и имел собственный суд.
Ломоносов ставил перед университетом несколько целей, которые объединялись идеей служения Отечеству:
- развивать науку, особенно философию, историю, русскую грамматику, право и медицину;
- популяризовать передовые задачи – подготавливать образованное молодое поколение посредством университета и гимназии, контролировать и руководить учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях.
Ломоносов всегда был уверен, сто процветанию России может помочь только распространение наук и просвещения.
Привлекая общественное внимание к проблемам педагогики, выступая в защиту русского народа, Ломоносов смог объединить вокруг себя прогрессивных ученых, своих учеников. Уже в то время началось формирование отличительных черт русского общественного педагогического движения: базирование на народной педагогике; борьба с угнетением человеческой личности, стремление добиться всенародного просвещения. Ярче всего они проявлялись в педагогических взглядах революционеров-демократов.
Вся педагогическая деятельность Ломоносова, а это более двадцати лет, состоит из постоянной работы по организации учебного дела в государстве, внедрения классно-урочной системы обучения, разработки учебных планов, программ по всем предметам, фундаментальных методических учебных пособий. Ломоносовым была разработана оригинальная педагогическая теория, отличающаяся заботой о новом человеке, опирающаяся на национальные традиции.