Роль успеха в образовательном процессе
Успех – это ситуации удовлетворения учащихся в образовательном процессе, за счет совершения ими различных достижений, самоутверждения и самореализации.
Успех, по сути, является эмоцией, чувством, которое испытывает личность в процессе реализации ею различных видов деятельности и получения в ее ходе значимых результатов.
В ходе переживания ситуаций успеха происходит эмоциональный всплеск. Именно он и определяет значение успеха в развитии личности. Ситуации успеха создаются в образовательном процессе, давая школьникам всплеск положительных эмоций, чувство самоудовлетворения, повышая уровень их самооценки, что стимулирует развитие личности детей и активизирует их познавательную деятельность.
Эмоциональный всплеск у школьников, происходящий в ходе ситуации успеха, позволяет:
- Развить инициативность учащихся.
- Повысить познавательную активность учащихся.
- Повысить мотивацию обучения.
- Развить работоспособность учащихся.
- Снизить напряжение, вызванное перегрузками в учении.
- Повысить самооценку личности учащегося и сформировать навыки адекватного оценивания собственных успехов и неудач.
- Создать в коллективе учащихся благоприятную эмоциональную атмосферу, которая, в свою очередь, стимулирует их познавательную активность и творческую направленность деятельности.
Таким образом, успех школьника выступает основой его развития и продуктивности образовательной деятельности. Только ситуации успеха позволяют повысить качество образования и достичь его целевого назначения в полной мере.
Успех в учебном процессе выступает значимым источником сил школьника, активизации его внутреннего потенциала, ресурсов.
Факторы, определяющие успех школьников в учебно-воспитательном процессе
Успех школьников в образовательной деятельности зависит от ряда факторов. Они связаны как с внутренними параметрами развития личности учащегося, его потенциалом, так и с внешними факторами, оказывающими воздействие на его обучение и воспитание. К ним относятся:
- Мотивация к учению. Она определяет желание и потребность учащегося в получении знаний и навыков деятельности, усвоении норм поведения в рамках учебного заведения и их соблюдение, побуждает к проявлению инициативы в познании и активизируют познавательную работу учащегося. Мотивация – решающий фактор успешного обучения.
- Квалификация педагогов. Сюда входит уровень профессионального развития педагогов школы, их квалификация, мастерство, творческий подход к реализации своих профессиональных функций и умения создавать в учебном процессе ситуации успеха.
- Уровень образовательной культуры родителей учащегося. Он определяет культуру воспитательной деятельности родителей, культуру общения в семье и уровень интеллектуального развития родителей, которые дают учащемуся примеры поведения, примеры успешности жизнедеятельности, примеры поведения в разных социальных ситуациях.
- Самооценка учащегося. Она имеет важное значение, поскольку, позволяет выработать индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих потенциальных возможностей, отрицательных сторон личности. Иными словами, если самооценка учащегося находится на нормальном уровне т.е. не является не завышенной, не заниженной, то он адекватно оценивает свои силы в учении, знает свои пробелы в знаниях и свои отрицательные качества, которые ему мешают в учебной деятельности и социальном взаимодействии. Формирование самооценки учащегося требует не только наличия определенных достижений, но и мнения окружающих о них. Потому, родителям и педагогам необходимо обращать внимание на оценку деятельности школьников, правильно высказывать свое мнение. Нужны адекватная критика и адекватная похвала.
- Наличие пробелов в интеллектуальном развитии. Они могут быть обусловлены разными причинами. Если учащийся отстает от школьной программы, то ее дальнейшее усвоение будет сопряжено с проблемами и догнать остальных учащихся потребует приложения больших физических и интеллектуальных сил, что приведет к перегрузкам и отрицательно скажется на познавательной активности и познавательном развитии.
- Психологическая готовность к школьному обучению. Она формируется на этапе дошкольного образования и позволяет сформировать у ребенка мотивацию к учебной деятельности, обеспечить интеллектуальное развитие ребенка, отвечающее требованиям начальной школы и реализовать его социальную готовность к погружению в новую среду.
Типы ситуаций успеха
Для реализации успешного обучения школьника требуется создание на уроках ситуаций успехов. Они реализуются педагогом и представляют собой специально организованные, заранее подготовленные условия образовательной работы, позволяющие учащимся достичь значительных результатов в своей познавательной, творческой и иных видах деятельности.
По сути, ситуация успеха является подготовленной стратегией педагога или тактикой его деятельности, ориентированной на возбуждение интереса к познанию и развитию.
На уроках в школе создаются следующие ситуации успеха:
- Неожиданная радость. Такие ситуации позволяют достичь учащимися большего, чем они сами от себя ожидали, т.е. им удается превзойти самих себя за счет подготовленной деятельности педагога.
- Успех общения. Такая ситуация связана с радостью, которую вызывает у учащихся общение в взаимодействие с одноклассниками, реализуемое в ходе решения учебных задач. Учащийся испытывает эмоциональный всплеск от общения с коллективом учащихся, от созданной атмосферы взаимодействия в коллективе, что стимулирует посещение им школы и развивает желание проявить себя в ходе учебной деятельности.
- Коллективная радость. Эти ситуации отражают одобрение коллективом успехов и достижений отдельного учащегося. Это удовлетворяет ребенка и стимулирует его познавательную активность.