Сущность самооценки и ее виды
Самооценка – это представление индивида о важности собственной личности и своей деятельности, оценка самого себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, которые выражаются в открытой или закрытой форме.
Самооценка напрямую связана с центральной потребностью самоутверждения, со стремлением человека найти свое место в жизни и утвердиться в качестве члена общества в глазах окружающих и своем собственном мнении.
Собственное отношение к самому себе и самооценка своей личности формируется постепенно под воздействием оценки окружающих людей, а также при общении, в процессе деятельности, в ходе усвоения поведенческих норм и переживаний.
В психологии выделен ряд экспериментальных методов, направленных на выявление уровня самооценки человека, то есть ее количественных характеристик.
Принято выделять оптимальную и неоптимальную самооценку.
Оптимальная или адекватная самооценка личности свидетельствует о правильном соотношении личностью своих возможностей и способностей, достаточно критическом отношении к себе, стремлении реально оценивать свои успехи и неудачи, ставят перед собой реальные цели, которые могут быть реально осуществлены.
Неадекватно завышенная самооценка говорит о том, что человек неправильно воспринимает себя, идеализирует свою личность и свою ценность для окружающих и для общего дела. В таком случае человек игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычно высокий уровень самооценки.
Самооценка может быть и занижена, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это вызывает неуверенность в себе, робость и отсутствие дерзаний, невозможность реализации своих способностей. Излишне низкая самооценка может быть свидетельством развития комплекса неполноценности, устойчивости и неуверенности в себе, вызывать отказ от инициативы, безразличие, самообвинение и тревожность.
Слишком высокой или слишком низкой самооценкой нарушается процесс самоуправления. Особенно это заметно в обществе, в котором лица с неадекватной самооценкой является одной из причин конфликтов.
Иными словами, самооценка формируется под воздействием оценки окружающих людей, и, становясь устойчивой, она практически не изменяется. Изменения ее обусловлены изменением отношения окружающих людей.
Психолого-педагогические особенности младших школьников
Центральная проблема младшего школьника – успеваемость, оценка результатов учебной деятельности детей. Оценка влияет на учебную мотивацию, на почве которой могут возникать тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Школьная оценка оказывает влияние и на развитие самооценки. Ориентируясь на оценку учителя, дети начинают считать себя и своих одноклассников отличниками, хорошистами, двоечниками и пр., присваивая им соответствующие качества. Оценка по своей сути наделяет ребенка определенным социальным статусом. Таким образом, проблема школьной успеваемости – центральная для младшего школьника.
На самооценку ребенка оказывают воздействие разные факторы – школьные оценки, мнение о нем учителя, родителей и социального окружения. В связи с этим необходимо разобраться, каким образом идет развитие самооценки младшего школьника, когда он идет в школу, и как влияют все названные выше факторы на развитие самооценки. Для этого нужно детально изучить источники формирования самооценки учеников начальной школы.
Источники формирования самооценки младшего школьника
Захаровым А.В. было выделено несколько источников формирования самооценки, меняющих степень их значимости на разных этапах становления личности.
- Во-первых, важная роль в формировании самооценки отведена сопоставлению образа «реального Я» и образа «идеального Я», то есть с представлением о том, каким хотел бы быть человек. Такое сопоставление часто встречается в разных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и индивидуального Я – важный показатель психического здоровья.
- Во-вторых, на формирование самооценки влияет оценка индивида другими людьми и социумом. То есть, человек оценивает себя так, как он считает его оценивают окружающие люди.
- В-третьих, индивид оценивает успешность своих поступков и проявлений посредством своей идентичности. Индивид чувствует удовлетворение не оттого, что что-то сделал хорошо, а оттого, что выбрал определенное дело и делает его хорошо. То есть измеряет результаты своей деятельности.
Также одним из источников формирования самооценки выступает круг важных для индивида лиц, то есть референтная группа и актуальное сравнение себя с другими. При этом самооценка всегда носит субъективный характер.
Мотивационная сфера сознания младшего школьника включает ориентацию на процесс, его главное значение в присвоении знаний и поведенческого опыта. Начинается формирование мотивов совершенствования и самоопределения, обозначая слабо выраженное стремление осознать причины, смыслы и поиск их в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя, то есть у ребенка возникает потребность в развитии самооценки в качестве основы формирования самопознания и внутренней позиции личности.
Развитие самооценки у ученика начальной школы проявляется в том, что у детей постоянно отмечается возрастание критичности и требовательности к себе. Первоклассники в основном дают положительную оценку своей учебной деятельности, а неудачи списывают только на объективные обстоятельства, а второклассники и третьеклассники уже более критичны в оценивании самих себя, так как оценивают не только успехи, но и неудачи.
Младший школьный возраст характеризуется постепенным переходом от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной, отмечается также возрастание самостоятельности самооценки. Самооценка ученика первого класса практически полностью зависит от оценок и поведения окружающих взрослых, а ученики вторых и третьих классов более самостоятельно оценивают собственные достижения, критически оценивают даже саму оценочную деятельность самого учителя. Самооценка становится самостоятельной и устойчивой и начинает играть роль мотива деятельности первоклассника.