История развития урочной формы обучения
Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.
Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.
В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:
- Теоретическое обоснование существования и функционирования формы организации учебного занятия в виде урока. Оно было сделано в XVII веке Я.А. Коменским. Он рассматривал возможности обучения одним педагогом больших групп детей – по 30-50 человек. Он обосновал теорию проведения уроков и его этапы, а также составил проект функционирования обучения, при котором количество детей может достигать 300 человек, но с выделением из них наиболее успевающих для их группировки и проведения отдельных занятий в небольших группах. Такое обучение нашло развитие в Англии, примерно начале XIX века. Обучение проводилось для широкой аудитории учащихся – около 600-700 человек. При этом, они делились на возрастные группы и старшие проводили занятия для младших, а педагог занимался подготовкой старших групп учащихся и контролем их преподавательской деятельности.
- Формулирование теории урока К.Д. Ушинским. Ушинский рассматривал урок, как форму проведения учебного занятия, при которой дети самостоятельно занимаются, а педагог руководит этим процессом. Полноценной реализации на практике данная теория не получила. были предприняты некоторые попытки создания подобных в школ за рубежом.
- Система образования СССР. В этот период урочная форма обучения была утверждена, как единственно целесообразная, рациональная и универсальная. Занятия в школах и иных учебных учреждениях проводились в форме уроков, которые предполагали проведение занятий с группой учащихся определенного возраста по регламентированному расписанию. Со времен СССР урок, как форма организации учебного занятия, приобретает ведущее место в структуре обучения. Оно организуется только в этой форме.
Сущность и признаки урока
Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.
Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.
Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:
- Наличие постоянного состава учащихся;
- Наличие плана реализации урока и годового плана обучения по конкретной дисциплине;
- Частичная структура урока т.е. урок состоит из взаимосвязанных частей;
- Обучение одной дисциплине или ее отдельной теме на одном уроке;
- Наличие расписания проведения уроков;
- Наличие руководства. Урок и деятельность на нем регламентируется педагогом в соответствии с требованиями ФГОС;
- Вариативность урочной работы. На уроке могут быть применены разнообразные методы и приемы обучения, использованы различные виды познавательной деятельности;
- Строгая и четкая организационная структура;
- Экономия ресурсов при организации обучения. На уроках работает один педагог с коллективом учащихся;
- Ориентация уроков на развитие коллективных взаимоотношений и коллективной ответственности.
Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура урока
Структура урока – это расположение составных компонентов уроков в соответствии с логической, организационной и психологической целостностью.
В общем виде структуру урока можно представить следующим образом:
- Вступление. Урок необходимо интересно начать. Учащихся необходимо заинтересовать и увлечь, вкратце осветив тему занятия.
- Проверка домашнего задания. Педагог может проверить выполнение задания, которое было задано по предыдущей теме и уровень ее освоения.
- Основная часть. Происходит освещение педагога новой темы. Это может быть реализовано в виде рассказа, презентации, видео представления и иных наглядных пособий.
- Закрепление нового материала. Педагог использует разные приемы и задания, повторно озвучивает важные моменты новой темы.
- Подведение итогов и домашнее задание. Педагог вместе с детьми рассматривает усвоение нового материала и подводит итоги уровню знаний и навыков учащихся по данной дисциплине/курсу. Далее, задается домашнее задание т.е. упражнения, проекты и иные работы, которые учащиеся должны выполнить самостоятельно по новой теме. Педагог рассказывает о возможных методах и способах их выполнения.
Данная структура может быть изменена: дополнена иными пунктами и сокращена в зависимости от конкретного назначения урока, его содержания, особенностей темы и т. д.
Рисунок 2. Рациональная структура урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правила эффективной организации урока
Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:
- Ориентация урока на осознанное восприятие материала учащимися и прочное его закрепление.
- Содержание урока должно включать теоретические знания и практические навыки, пригодные для реального применения в жизнедеятельности.
- Урок должен содержать воспитательные компоненты и ориентацию на нравственное развитие личности учащихся.
- Урок должен способствовать всестороннему гармоничному развитию учащихся.
- Развитие навыков самостоятельности на каждом уроке.
- Урок должен быть интересным и увлекательным, чтобы способствовать формированию мотивации к обучению.