Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это определенный тип образовательной организации, созданной с целью осуществления воспитательно-образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, а также ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста.
Управление ДОУ – это научно обоснованное действие педагогов и администрации, направленное на рациональное использование сил и времени воспитателей и воспитанников в рамках воспитательно-образовательного процесса, с целью углубления изучения учебной информации, физического и нравственного воспитания, а также всестороннего развития личности детей дошкольного возраста.
Сущность управления дошкольным образовательным учреждением
Основные задачи деятельности ДОУ:
- Защита, укрепление и охрана психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, формирование у них основ здорового образа жизни (ЗОЖ).
- Обеспечение личностного, интеллектуального и физического развития воспитанников ДОУ.
- Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям и культуре.
- Обеспечение успешной социализации и адаптации детей в коллективе взрослых и сверстников.
- Своевременное выявление и последующее развитие у детей дошкольного возраста задатков и склонностей.
- Подготовка дошкольников к последующему успешному обучению в школе (формирование основы знаний, умений и навыков).
- Осуществление взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей дошкольного возраста.
В связи со стоящими перед ДОУ задачами, основной целью управления является обеспечение его эффективного функционирования и организации продуктивного воспитательно-образовательного процесса при минимальных трудовых и финансовых затратах.
Основными свойствами управления ДОУ являются: открытость, целеустремленность, планомерность, осознанность, цикличность, соединение искусства и науки.
Управление ДОУ, как и иная деятельность, основано на соблюдении ряда принципов.
Принцип управления – это основная фундаментальная идея по осуществлению управленческих функций, являющаяся конкретным отражением и проявлениям закономерностей управления.
Принципы управления ДОУ:
- Принцип лояльности к сотрудникам.
- Принцип ответственности.
- Принцип коммуникации (пронизывает всю систему ДОУ «сверху-вниз», «снизу-вверх» и «по горизонтали).
- Принцип благоприятной психологической атмосферы, способствующей открытости сотрудников и росту их профессиональных способностей.
- Принцип обязательного долевого участия всех сотрудников в деятельности ДОУ и полученных общих результатах.
- Принцип своевременной реакции на изменения во внешней и внутренней среде.
- Принцип такой организации трудовых условий, которые будут удовлетворять всех сотрудников ДОУ.
- Принцип доверия и честности по отношению к сотрудникам.
- Принцип личной ответственности каждого сотрудника за осуществляемую воспитательно-образовательную деятельность.
Основные органы управления дошкольным образовательным учреждением
Управление ДОУ осуществляется на основании законодательства РФ, Устава ДОУ, принципов самоуправления и единоначалия.
В основе управления ДОУ стоит руководитель, который обязан продумывать стратегию развития ДОУ, определять его место и назначение в общей системе образования, а также установление его основной цели, задач и функций.
Помимо руководителя ДОУ (заведующей), управление осуществляется Советом ДОУ, родительский актив и педагогический актив.
Совет ДОУ – это коллегиальный орган самоуправления, осуществляющий деятельность, направленную на решение отдельных вопросов развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса, а также осуществляющий взаимодействие между родителями и ДОУ.
Совет ДОУ осуществляет свою деятельность на основании Устава ДОУ.
Задачи Совета ДОУ:
- Совместно с руководителем ДОУ создание условий, направленных на обеспечение оптимального сочетания общественных и государственных начал в управлении ДОУ.
- Принятие участие в разработке и последующей реализации внутренних документов, которые регламентируют полноценное функционирование ДОУ.
- Совместно с руководителем ДОУ разработка и реализация системы мер по развитию и укреплению материально-технической базы ДОУ.
- Оказание всесторонней поддержки участников воспитательно-образовательного процесса, направленной на повышение качества воспитательно-образовательного процесса и удовлетворение потребностей воспитанников.
Все решения, принятые Советом ДОУ обязательны для выполнения педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.
Родительский комитет (актив) – это орган самоуправления ДОУ, который создается из числа родителей воспитанников ДОУ.
Задачи родительского Комитета:
- Укрепление связи между семьями воспитанников и ДОУ по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Привлечение родителей к активному участию в жизни ДОУ.
- Пропаганда педагогических знаний среди родителей воспитанников.
Педагогический совет – это орган общественного управления ДОУ, действующий на основании ФЗ «Об образовании».
Компетенциями педагогического совета являются:
- Подбор, отбор, прием и расстановка педагогических кадров, повышение их профессиональной квалификации.
- Осуществление контроля за профессиональной деятельностью педагогических работников.
- Осуществление материально-технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, в соответствии с установленными государственными нормами.
- Организация необходимого методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
- Разработка и утверждение учебных программ и планов.
- Организация текущего контроля за реализацией учебных программ и уровнем их усвоения воспитанниками.
- Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса.
- Осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования.