Организационная структура управления ДОУ
Структура управления ДОУ состоит из двух основных подструктур:
- административное управление;
- общественное управление.
Заведующий детским садом, реализующий административное управление, выполняет следующие функции:
- информационно-аналитическая;
- мотивационно-целевая;
- планово-прогностическая;
- организационно-исполнительская;
- регулятивно-коррекционная;
- контрольно-диагностическая.
Система управления должна быть построения на основании положений Конституции РФ, закона «Об образовании», «Положения о дошкольном образовательном учреждении».
Деятельность любого ДОУ регламентируется Уставом, приказами и распоряжениями управления образования, а также несколькими видами локальных актов, в число которых входят:
- приказы и распоряжения заведующего учреждением;
- правила и внутренний трудовой распорядок;
- коллективный договор;
- правила охраны труда, техника безопасности и противопожарная безопасность;
- положения о премировании;
- должностные инструкции;
- положения о Педагогическом совете.
Принципы управления ДОУ
Система управления дошкольным учреждением строится на следующих принципах:
- принцип гуманизации управления образованием, основанный на осуществлении социальной защиты каждого участника образования и создании для них условий, благоприятных для обучения и развития;
- принцип демократизации возаимодействия субъекта образования, основанный на партнерстве, сотрудничестве и возможностях самообразования;
- принцип научности управления образованием через применение научных и технических достижений;
- принцип сочетания административного управления и самоуправления каждого субъекта самообразования.
Непосредственное управление детским учреждением осуществляется аттестованным на первую категорию заведующим. Управленческую деятельность осуществляют на основании разработанных критериев, схем, которые есть у каждого педагога. Орган коллегиального решения вопросов развития и совершенствования образовательной работы с детьми, а также методической работы с педагогами представлен постоянно действующим педагогическим советом. В ходе управления принимают активное участие профсоюзное собрание и родительский комитет. Также в учреждении должна работать независимая аттестационная комиссия, согласовывающая свои действия со всеми названными выше органами.
Управление осуществляют на основании годового плана. Источник планирования – детальное изучение процесса, с выявлением узких проблемных мест в деятельности учреждения.
В дошкольном учреждении должна быть отрегулирована система коррекции планов в соответствии с промежуточными результатами деятельности.
Организационная структура ДОУ
Административная деятельность современного руководителя ДОУ предполагает обеспечение материальных, организационных, правовых и социально-психологических условий, чтобы детский сад мог полноценно функционировать и соответствовать действующим нормативным актам и Уставу ДОУ.
Чтобы осуществлять этот компонент деятельности, с использованием своих полномочий, руководитель должен:
- разрабатывать вместе с сотрудниками и реализовывать кадровую политику, то есть комплектовать штат, подбирать, расставлять и перемещать кадры, готовить их аттестацию;
- устанавливать в соответствии с Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего распорядка и квалификационными требованиями круг обязанностей каждого сотрудника;
- обеспечивать выполнение закона о труде, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, санитарно-гигиенический режим, инструкции по охране жизни и здоровья детей, охрану труда и технику безопасности;
- организовывать пропаганду педагогических знаний среди родителей, руководить работой родительского комитета;
- действовать от имени дошкольного образовательного учреждения, представлять его во всех организациях и учреждениях, представляя собой распорядителя кредитов и имущества ДОУ, решать вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб при нем;
- издавать приказы в рамках компетенции ДОУ, давать указания, которые обязательно должны исполняться всеми работниками ДОУ;
- отвечать за организацию и осуществление мероприятий по гражданской и мобилизационной подготовке, организовывать воинский учет, нести персональную ответственность за сохранность архивной документации, включая личный состав, а также передавать архивную документацию в соответствующие государственные органы, если ДОУ будет ликвидировано;
- отчитываться о работе детского сада перед коллективом и инстанциями.
Обозначенная выше роль заведующего обеспечивает создание условий, необходимых для совместной деятельности, для целенаправленных и скоординированных действий подчиненных по налаживанию нормального воспитательно-образовательного процесса, установлению нормальных отношений в коллективе и благоприятной морального-психологической обстановки, должной трудовой дисциплины и творческой атмосферы. Руководитель выражает интересы всего коллектива сотрудников, защищает права каждого ребенка, то есть направляет всю организаторскую, административную деятельность на обеспечение разностороннего личностного развития каждого ребенка.