Психологическая безопасность – это способность личности к сохранению нормального психического состояния и функционирования психических процессов.
Психологическая безопасность характеризует защищенность психической деятельности организма. Ее обеспечение имеет важное значение для нормального, полноценного развития организма и выполнения различных видов деятельности.
Психологическая безопасность делает личность активным социальным субъектом и помогает ей противостоять вызовам общества.
Что касается психологической безопасности в информационный век, то она отражает защиту от отрицательного влияния информационных ресурсов на психику человека. Ее обеспечение является необходимым условием развития современной образовательной деятельности, поскольку дети подвергаются большому количеству угроз информационного характера.
Параметры психологической безопасности образовательной среды
Психологическая безопасность образовательной среды связана с созданием комфортных условий для реализации педагогом своих профессиональных функций и обеспечение комфортной образовательной деятельности учащихся.
Психологическая безопасность современной образовательной среды характеризуется следующими параметрами:
- Удовлетворенность субъектов образовательного процесса системой взаимодействия.
- Защищенность от психологического насилия.
- Толерантность образовательного пространства.
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в трудовой и учебной деятельности учебного заведения всех его участников.
- Количество стрессовых ситуаций.
- Работа по созданию благоприятной психологической микросреды в коллективе учащихся и обеспечение духовного здоровья субъектов образовательной деятельности.
- Наличие психологической службы помощи в учебном заведении.
- Работа по развитию мотивации педагогических кадров, предотвращению развития их эмоционального и профессионального выгорания.
В настоящее время, образовательное пространство пропитано большим количеством информации, часть которой является вредоносной и психически опасной.
Разновидности информационных угроз психологической безопасности образовательного процесса
В эпоху развития науки и техники, в век информатизации, развития цифровых технологий, ребенок сталкивается с огромными объемами информации. Эта информация, с одной стороны является способом развития его личности, расширения кругозора и формирования основ социальной активности, а с другой стороны, выступает угрозой личностного развития ребенка, обеспечения его психологической безопасности.
Основными угрозами психологической безопасности ребенка в образовательном пространстве становятся следующие виды информации:
- Недостоверная информация;
- Неэтичная и деструктивная информация, способствующая развитию асоциального поведения и формированию неверных стереотипов деятельности, выработке неадекватных форм поведения, искажением этических основ социального взаимодействия;
- Информация, порождающая расовые и национальные конфликты;
- Информация, мотивирующая к военным действиям;
- Недостоверная, необоснованная, безнравственная реклама.
Помимо того, угрозу для психологической безопасности представляют
- Способы манипуляции сознанием, которые приводят к разнородным психологическим зависимостям, изменениям нормативов поведения;
- Ограниченность реального общения. Она вызвана развитием Интернет ресурсов, включающее большое количество разнообразных сетей для общения. Дети перестают общаться друг с другом в реальном мире, используя различные мессенджеры для общения. Виртуальное общение формирует проблемы социализации;
- ПК и сеть Интернет, способствующие развитию компьютерной зависимости ребенка. С одной стороны, из сети Интернет учащиеся черпают образовательную информацию для своего развития, а с другой стороны, компьютер вызывает привыкание и зависимость. Ребенок оказывается неспособным к поиску информации в реальном мире. Он свободно чувствует себя в Интернет пространстве и не желает его покидать;
Следует отметить, что большое количество информации, зачастую, приводит к развитию информационного стресса. Это обусловлено тем, что возрастная динамика развития психических процессов обуславливает неспособность фильтрации информационных ресурсов. Учащиеся, не всегда могут отбирать важную и значимую информацию. У них возникают перегрузки и теряется способность к сохранению важной информации, ее отбору и оценке. При этом, информационный стресс не всегда обусловлен обилием информации. Зачастую, отрицательное воздействие связано с ее низким качеством.
Способы обеспечения психологической информационной безопасности учащихся
Борьба и информационными угрозами является основой построения безопасной психологической среды в образовательном заведении.
На современном этапе развития образования, формируются основы психологической защиты личности учащегося. В ее основе лежит формирование у учащихся навыков отбора информации, разработка критериев различий полезной и значимой информации и вредоносной. Над этим необходимо работать педагогам в тесном взаимодействии с родителями учащихся.
Система работы по обеспечению психологической информационной безопасности сводится к следующим направлениям деятельности:
- Ознакомление педагога с информационными угрозами и методами борьбы с ними.
- Диагностирование отклоняющегося поведения учащихся.
- Разработка направлений воспитательной работы по профилактике развития асоциального поведения и его ликвидации.
- Ознакомление родителей с угрозами психологической безопасности ребенка и вариантами противостояния им.
- Привлечение ребенка к внеклассной работе: дополнительное образование, участие в творческих проектах и т.д.
- Использование средств блокировки вредоносных сайтов в учебном заведении и дома.
- Пропаганда реального общения учащихся. Она может быть организована посредством проведения совместных мероприятий, поездок, организации походов, прогулок и т.д.
- Ограничение времени пользования ПК и иными гаджетами.
- Обучение основам фильтрации информационных ресурсов.