Особенности функционирования учреждений дополнительного образования
Учреждение дополнительного образования – это образовательная организация, деятельность которой ориентирована на оказание дополнительных образовательных услуг, не входящих в программу дошкольного и школьного образования.
В учреждениях дополнительного образования осуществляется оказание дополнительных образовательных услуг для удовлетворения разнородных потребностей детей, предоставление им возможности реализации своих интересов и склонностей, проявления себя и своих сил в различных видах деятельности.
Учреждения дополнительного образования бывают разных видов, типов и структурного устройства.
Дополнительное образование имеет свои особенности организации и функционирования учреждений, оказывающих дополнительные образовательные услуги. К ним относятся:
- Добровольное посещение учреждений. Если обучение в школе носит обязательный характер, то посещение учреждений дополнительного образования является добровольным и реализуется по желанию детей и их родителей;
- Предоставление возможности для учащихся выбора, интересующего их вида деятельности, и смена видов деятельности по желанию;
- Специфика построения взаимодействия между субъектами образовательной деятельности т.е. между педагогом и учащимися. Отношения носят дружественный характер, предполагают свободное общение, равноправие, индивидуальный подход к каждому учащемуся;
- Творческая ориентация деятельности в опоре на программы дополнительного образования;
- Свобода выбора видов и направлений деятельности, педагогов, содержания обучения и программ, лежащих в его основе.
Деятельность учреждений дополнительного образования ориентирована, прежде всего, на реализацию потребностей детей в различных направлениях деятельности и реализацию продуктивного досуга учащихся. Свободное время наполняется интересной и полезной деятельности, стимулирующей развитие познавательной, физической и творческой сфер ребенка, что, в свою очередь, является профилактикой развития девиантных форм поведения.
Функциональная роль учреждений дополнительного образования
Значение учреждений дополнительного образования в современном обществе сводится к выполнению ими следующих функций:
- Обручающая функция. Она связана с формированием системы знаний и навыков деятельности по различным направлениях, расширением спектра знаний учащихся об окружающем мире, их углубления и развития.
- Воспитательная функция. Она связана с культурным развитием детей, формированием у них гражданских качеств, социальным общением и взаимодействием, расширения спектра коммуникативных связей и навыков общения.
- Компенсационная функция. Она проявляется в компенсации неуспехов учащихся в освоении обязательных образовательных программ, неинтересных видов деятельности теми, которые интересны, увлекают, повышают познавательный интерес и творческую активность, создают ситуации успеха ребенка и дают возможности проявления своих склонностей.
- Творческая функция. Она связана с возможностью реализации индивидуальных творческих интересов личности.
- Рекреационная функция. Она предполагает организацию полезного досуга, реализацию развития ребенка в ходе его свободного времени, исключая перегрузки, эмоциональное напряжение и обеспечивая восстановление работоспособности ребенка после учебной деятельности, его психоэмоциональное расслабление.
- Профориентационная функция. Она связан с формированием интереса к полезной, социально-значимой деятельности, направленность обучения на дальнейшее профессиональное развитие в конкретной области.
- Функция самореализации. Она предполагает предоставление каждому ребенку возможностей для реализации своего потенциала, внутренних сил и возможностей, проявление себя в тех видах деятельности, которые интересны, к которым имеются склонности, способности, которые дают возможность достичь успеха.
- Социальная функция. Она связана с удовлетворение социального заказа на дополнительные образовательные услуги, спроса родителей и детей на конкретные виды дополнительной образовательной деятельности.
Виды учреждений дополнительного образования
Все учреждения дополнительного образования могут быть представлены в двух категориях:
- Учреждения дополнительного образования, реализующие многопрофильную деятельность.
- Учреждения дополнительного образования, реализующие одно направление деятельности.
К многопрофильным учреждениям относятся:
- Центры детского творчества. В них организуются кружки, студии, в которых реализуются различные виды творческой деятельности;
- Дворцы культуры. Их деятельность, также, ориентирована на творческое и культурное развитие подрастающего поколения. Некоторые дворцы имеют и спортивную направленность деятельности т.е. в них создаются спортивные секции по разным направлениям спортивного и физического развития детей.
К однопрофильным учреждения дополнительного образования относятся такие типы учреждений как:
- Клубы. Они ориентированы на объединение детей по определенным интересам и реализации соответствующей деятельности в них. Работа клуба реализуется по специальным программам дополнительного образования с соблюдение технологии воспитания и социализации;
- Станции. В них происходит обучение по определенному профилю т.е. по определенной сфере дополнительной образовательной деятельности. Станции наполняются специальным оборудованием, соответствующем конкретной деятельности. Бывают станции юных натуралистов, туристические станции, экологические, исследовательские станции и др.;
- Школа дополнительного образования. Ее работа ориентирована на реализацию последовательного освоения конкретного вида деятельности. Обучение сходно с обучением в обычной школе: уроки, учебные планы, образовательные программы. Школы создаются по различным научным, спортивным, творческим направлениям деятельности. По завершению обучения в школах дается документ, удостоверяющий прохождение того или иного вида обучения.