Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Учитель как субъект педагогической деятельности

Понятие и основные характеристики субъекта педагогической деятельности

Определение 1

Субъект педагогической деятельности – это активно действующая личность или общественная группа, которая принимает непосредственное участие в познавательной работе, организует ее и преобразовывает, и наделена развитым сознанием и волей.

Субъекты педагогической деятельности можно охарактеризовать следующими основными чертами, которые подтверждают причастность отдельного индивида или социальной группы к педагогическому процессу и отражают его воздействие на него:

  1. Субъект обязательно сосуществует с объектом педагогического процесса. Это означает, что деятельность субъекта должна иметь конкретную направленность, быть ориентированной на научное познание, самообразование и саморазвитие;
  2. Субъект педагогической деятельности может быть представлен только в социальной форме т.е. он является общественным, осознает познаваемые им процессы и явления окружающей действительности на том или ином этапе общественного развития;
  3. Социальные характеристики субъекта проявляются в его индивидуальной специфике развития;
  4. Субъект неразрывно связан и может существовать только в определенной деятельности т.е. он познает, исследует, формируя себя, в качестве личности и, испытывая на себе колоссальное влияние деятельности;
  5. Субъект педагогической деятельности выполняет ее осознанно и целенаправленно;
  6. Субъект не может существовать сам по себе. Он тесно взаимодействует с другими людьми, проявляя свои индивидуальные качества и способности, воспитываясь, развиваясь и обучаясь;
  7. Субъект проявляется в построении коммуникативных связей, деятельностных процессах, самосознании и саморазвитии;
  8. Субъект обязательно является личностью, имеющую определенную направленность своей деятельности, мотивы, отношение к окружающей действительности, процессам и явлениям, деятельности, своей личности.

Эти черты могут быть присуще субъектам педагогической деятельности в развернутой форме, либо частично. Но их взаимодействие необходимо для реализации учителя, в качестве субъекта педагогической системы.

Субъективные характеристики личности учителя в качестве субъекта педагогического процесса

Определение 2

Субъективные характеристики – это свойства личности отдельно взятого педагога, отражающие его особенности развития, наличие творческих способностей, талантов.

Субъективные характеристики педагога является отражением его профессиональной позиции. Она определяет его отношение к мироустройству, взгляды, идеологию, отношение к педагогической работе, педагогической деятельности и определяет направление его деятельности, ее динамику, проявление активности и эмоциональный окрас его профессиональной деятельности.

К субъективным характеристикам педагога можно отнести следующие свойства:

  • Наличие сформированной и четкой социальной позиции. Педагог должен быть уверен в правильности своего жизненного выбора, направлении деятельности, социальной роли;
  • Наличие профессиональной позиции, отражающей проектировочное направление работы т.е. стремление и веру в возможность развития любой личности, ее изменение и совершенствование;
  • Навыки прогнозирования последствий своей деятельности. Педагог должен уметь представлять и грамотно прогнозировать применение разнообразных методик и средств в обучении и воспитании: их влияние на развитие личности, формирование определенных качеств, навыков и способностей;
  • Наличие дидактических умений. Они предполагают способности педагога преподнесения познавательной информации, учебных программ в оптимальной форме, являющейся доступной для усвоения учащимися, мотивирующей их к познанию, привлекающей к дальнейшему обучению и развитию. Учитель должен уметь выстраивать учебный материал и его подачу таким образом, чтобы максимально избежать трудностей в его освоении. Сложное и недоступное для понимания должно предстать в его умелых руках более легким и ясным. Кроме того, необходимо научить учащихся осваивать учебную информацию самостоятельно, не ограничиваться данными учебного курса, а расширять границы познания, стремиться к развитию своих природных задатков;
  • Наличие расширенного спектра знаний в определенной научной области. Педагог не может ограничиваться только знаниями учебного курса, программы. Он должен обладать расширенным объемом информации в своей специализации, не останавливаться на достигнутом, непрерывно расширяя и углубляя свои знания и навыки;
  • Наличие организаторских качеств. Педагог должен уметь выстроить учебный процесс в оптимальном ключе. Деятельность должна быть продуктивно спланирована, проконтролирована, в последствии оценена и проанализирована для внесения корректировок;
  • Навыки завоевания авторитета у учащихся. Если педагог сможет стать для учащихся лидером, то они будут стремиться к следованию его примеру, выполнять требования и развиваться в нужном направлении;
  • Наличие качеств психологической направленности. Учитель должен уметь строить взаимоотношения с учащимися, находить подход к каждой личности, построить с ними рациональную систему взаимодействия, проявлять терпимость и тактичность;
  • Умение применять креативный подход к учебно-воспитательной работе. Предполагается наличие навыков разрешения нестандартных педагогических задач и проблем.
«Учитель как субъект педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Качества личности педагога, определяющие его субъектом педагогического процесса

Выступая субъектом сложного и многогранного педагогического процесса, педагог, прежде всего, является личностью, наделенной определенными свойствами и особенностями. Среди них имеются такие, которые необходимо постоянно развить и совершенствовать, чтобы иметь право быть полноценным субъектом педагогической деятельности.

Педагог должен быть достаточно энергичным и работоспособным человеком. Его работа должна характеризоваться активностью и нацеленностью на результат. При этом, необходимо еще и уметь проявить себя, свои творческие начала.

Обязательным качеством учителя является его коммуникабельность. От умения строить систему социальных контактов, взаимоотношений с учащимися и педагогическим коллективом во многом зависит эффективность итогов учебно-воспитательной работы.

Характер педагога не должен быть слабым. Ему необходима твердая воля, последовательность в своих действиях и уверенность в своих решениях. Это поможет убедить в верности выбранных ориентиров работы всех участников учебного процесса.

Замечание 1

Естественно, педагог должен обладать необходимым перечнем нравственных и духовных качеств, чтобы воспитывать и развивать их у учащихся.

Также, интеллектуальные свойства личности учителя должны находиться на высоком уровне, поскольку педагогический процесс предполагает работу с большим объемом информации, постоянное познание и развитие.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot