Сущность и цель учебной практики
Учебная практика – это специально организованная деятельность, направленная на формирование следующих компетенций:
- Информационная компетенция - обеспечивает навыки деятельности студента с информацией.
- Коммуникативная компетенция – состоит из знания необходимых языков и способов взаимодействия с окружающими людьми, а также навыков работы в группе, владения разными социальными ролями внутри коллектива.
- Общекультурная компетенция – направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Важный аспект в данном случае – самовыражение личности.
- Учебно-познавательная компетенция включает совокупность умений в области познавательной деятельности.
Студент педагогического вуза, выбрав специальность, по которой получит квалификацию учителя, должен во время обучения пройти учебную практику. К этому оказываются готовы не все студенты.
Многие студенты затрудняются в выборе места прохождения учебной педагогической практики. Выбор места зависит от специальности и условий конкретного вуза.
Прохождение педагогической практики в ДОУ
Особый интерес вызывает учебная практика в детских садах, имеющая свою специфику. Такой тип практики проходят те, кто обучается по специальностям дошкольного образования. Студенты данной специальности могут проходить несколько практик за период обучения.
Обычно кафедры, занимающиеся подготовкой педагогов и воспитателей для дошкольных образовательных учреждений, сотрудничают с определенными ДОУ и направляют своих студентов именно в них, то есть самостоятельно заниматься поиском места прохождения практики студентам не требуется.
Прохождение педагогической практики в школе
Учреждения среднего образования являются наиболее распространенным местом прохождения педагогической практики. В школы направляют и профильных педагогов, и тех студентов, которые обучаются на специальностях, дающих право преподавания.
Не все вузы сотрудничают со школами, которые могут выступить в качестве базы практики, поэтому зачастую студенты вынуждены заниматься самостоятельным поиском учебного заведения. Многие обращаются в те школы, которые окончили сами, и дирекция зачастую идет на встречу своим выпускникам, предоставляя им возможность осуществить педагогическую практику.
Прохождение педагогической практики в лагере
В отличие от учебной практики в школах, практика в лагере проходит в летний период и считается более легкой. Студентов назначают вожатыми и их задачей является наблюдение за порядком в отряде в течение смены, а также проведение развлекательных мероприятий для детей, организация экскурсий и т. д.
Зачастую студенты вынуждены самостоятельно заниматься поисками лагеря, но вожатые нужны многим учреждениям, поэтому проблем с трудоустройством у них, как правило, не бывает. А если студент будет оформлен официально, то за время практики он может получить не только полезный опыт, но и зарплату.
Таким образом, цель учебной педагогической практики – подготовить студента к работе учителем.
Этапы прохождения учебной педагогической практики
Обычно педагогическая практика включает несколько этапов:
- ознакомление с базой практики и ее структурой;
- обсуждение с куратором круга обязанностей, которые должен будет выполнять практикант, например, проводить занятия с воспитанниками или учениками, организовывать мероприятия, проводить беседы с родителями и пр.;
- выполнение поставленных задач при помощи куратора и педагогического коллектива;
- анализ работы, то есть насколько успешно практикант справился со своими обязанностями;
- подготовка отчета по педагогической практике и характеристика со стороны руководителей базы практики.
Конкретные обязанности студента зависят от учебной программы и места прохождения практики. Так, обязанности могут включать проведение занятий с воспитанниками детских садов или уроков со школьниками, а также участие в проведении родительских собраний, подготовке утренника, концерта или мероприятия в отряде и т.д.
Для успешного прохождения учебной педагогической практики, студенты могут принять во внимание следующие советы:
- практиканту необходимо вести дневник на протяжении всего периода практики, в котором будет зафиксировано, чем он занимался на протяжении своего рабочего дня. Внимательное и регулярное заполнение дневника способно помочь в составлении полного и подробного отчета;
- практикант перед проведением первого урока должен посетить несколько уроков опытных учителей, проанализировать их, выделить методические приемы, которые они используют, педагогические техники и пр. Не стоит пренебрегать этой возможностью, так как опыт старших коллег обязательно пригодится в будущей профессиональной деятельности;
- при подготовке мероприятия практиканту необходимо стремиться учесть склонности детей, не стоит заставлять их делать то, с чем они плохо справляются;
- во время бесед с родителями, следует совмещать критику ребенка с похвалой, так как разговор только о недостатках будет неконструктивным;
- практиканту следует стремиться к поддержанию со всеми членами педагогического коллектива дружеских отношений, тогда будет возможность в любой затруднительной ситуации обратиться за советом и можно рассчитывать на хорошую характеристику.
Студенты, обучающиеся в профильных техникумах, также проходят учебную практику. Она организована так же, как и в вузах: студенты направляются в сады, школы и летние лагеря и выполняют определенные задания. После того, как практика будет пройдена, студенты педагогических колледжей составляют отчеты, в которых отражено прохождение практики и зафиксированы новые знания и умения, приобретенные в этот период.