Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Творческие образовательные технологии

Сущность и принципы применения творческих технологий в образовании

В настоящее время образовательная система в целом, и образовательный процесс в частности, базируются на принципах приоритета личности, ее индивидуальности, специфики развития, потребностях, интересах, стремлениях.

В этой связи, необходимой мерой развития системы образования становится повышении квалификационного уровня педагога, расширение спектра его воздействия на учебно-воспитательную деятельность, посредством освоения современных методик и технологий обучения и воспитания.

Разработке новых технологий в педагогике уделяется большое внимание и значение. Педагогическая технология представляет собой современный способ организации учебно-воспитательной деятельности, основывающийся на новых, современных методах, приемах и средствах образования и воспитания, которые способствуют повышению эффективности и качества образования, ориентируясь на четко заданный результат деятельности.

Творческие образовательные технологии являются методами и способами современного построения учебного и воспитательного процесса, ориентированными на развитие творческого потенциала учащихся, раскрытие и развитие их природных задатков, способностей и расширение спектра творческих возможностей. Творческие технологии помогают развить творческое мышление, увеличивают количество и разнообразие креативных идей, способствуют формированию новых, нестандартных подходов в образовании, преобразованию уже имеющихся методик под новые социально-экономические условия общественного развития.

Основными принципами организации учебного-воспитательного процесса, основанного на применении творческих технологий являются:

  1. Принцип установления соответствия между образовательными услугами, их содержанием внутренним потребностям, стремлениям и способностям учащихся;
  2. Принцип индивидуализации учебного процесса, предполагающий выбор такого направления деятельности педагога, которое будет отвечать личностному, творческому развитию;
  3. Принцип проведения интерактивного обучения. Учебные занятия проводятся на основе применения современных информационных систем и телекоммуникаций;
  4. Принцип прозрачности коммуникативных связей в отношении, проектируемой ими образовательной продукции, построение деятельности, нуждающейся в реорганизации на новый современный лад. Сюда входит развитие подвижности, мыслительного процесса и обеспечение его быстрого переключения в соответствии с ускоренными темпами изменения и развития социально-экономических условий.
«Творческие образовательные технологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Творческие технологии, используемые в образовательной среде, могут формироваться и развиваться в других областях научного и практического знания, и внедряться в педагогику для ее обогащения и развития.

Творческие технологии ориентированы на развитие способности к самопознанию, самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию. В образовании требуется обеспечить переход от репродуктивных технологий к творческим. Это обеспечивает развитие способностей к миропостроению в собственном сознании, осознанию своей личности во взаимосвязи с культурными ценностями.

Творческие технологии в образовательном процессе основываются на идеях гуманизма и диалектическом подходе. Обучающая деятельность носит координирующий, стратегический характер и базируется на исследовательских, инновационных принципах обучения. Каждый учащийся рассматривается, как активный участник педагогической деятельности, итогами которой должно стать развитие творческой личности, готовой к креативному подходу в учебной работе, способной применять нестандартные методики деятельности в различных ситуациях, преобразовывать окружающий мир, процессы и явления.

Технология ТРИЗ, ориентированная на преодоление технических противоречий

ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Применение этой технологии в образовательном процессе нацелено на развитие мыслительных процессов обучающихся, формирование способности разрешения нестандартных задач и вопросов в различных сферах и освоение творческой деятельности.

Теория базируется на трех ведущих тенденциях:

  1. Проблема неопределенности выбора методов разрешения – постановка исследовательской ситуации.
  2. Наличие разногласий в системе разрешения исследовательской ситуации – постановка изобретательской задачи.
  3. Наличие поэтапной творческой программы, служащей алгоритмом разрешения изобретательской задачи.
Замечание 2

Данная творческая технология основывается на применении мирового опыта, имеющегося в области разработки методик разрешения изобретательских задач.

Она позволяет обучить ребенка самостоятельному определению направления своего развития и способа получения конкретных знаний. Данная технология основывается на том, что к творческой деятельности способен каждый и ему, как и всяческой деятельности можно обучиться. Обучение по данной технологии приобретает гуманистическую направленность и способствует формированию у учащихся креативных форм мышления. Кроме того, обеспечивается практико-направленное введение идей.

Применение технологии коллективного творчества

Такая технология ориентирована на достижение творческого уровня развития. Она основывается на построении совместной деятельности детей и взрослых, когда каждый член коллектива принимает участие в планировании, подготовительных мероприятиях, непосредственном проведении, а также аналитической и контрольной оценке любой деятельности.

Применение технологии коллективного творчества направлено на:

  • Определение, учет, развитие творческих направлений деятельности, создание творческих продуктов, преобразование окружающей действительности;
  • Воспитание развитой, активной творческой личности, способствующей созданию социальных творческих начал и ориентированного на служение гражданам в определенных социальных ситуациях.

Преимуществом применения этой технологии является учет различий между учащимися в их потенциальных и реальных способностях и возможностях.

Проникающая технология и ее особенности

Данная образовательная технология имеются также технологией сотрудничества. Она основывается на организации совместной развивающей деятельности детей и взрослых, заверенную взаимопониманием, проведением анализа ее протекания и итоговых результатов.

В данном случае происходит построение совместной деятельности педагога и учащегося, на основе принципов равноправия и равнозначимости.

Технология сотрудничества основывается на следующих тенденциях развития в современном образовании:

  1. Переход от педагогики знания к развивающей педагогике.
  2. Приоритетное место личности в образовательном процессе.
  3. Базирование образования на гуманистических принципах.
  4. Развитие творческих способностей и индивидуальности каждого учащегося.
  5. Совместное применение индивидуального и коллективного подхода в организации учебно-воспитательной работы.
Дата последнего обновления статьи: 27.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot