Понятие профессиональной компетенции и мобильности учителя
Педагогическая профессия является одной из тех профессий, которые требуют наличия определенных профессиональных и личностных качеств. Большое значение в эффективности педагогической работы имеют именно профессиональные качества, а особенно профессиональные компетенции и профессиональная мобильность.
Профессиональная компетентность учителя – это единство его теоретической и практической подготовленности к реализации педагогической деятельности, характеризуемая его профессионализмом.
Компетентный учитель – это профессионал, специалист, который имеет необходимые знания в области педагогики и смежных с ней наук, способный грамотно спроектировать собственную деятельность, эффективно управлять педагогическим процессом и чутко реагировать на любые изменения в системе образования.
Таким образом, профессиональная компетентность учителя – это пропорциональный и адекватный комплекс коммуникативных, личностных и профессиональных качеств учителя, позволяющих ему достигать высоких результатов в собственной педагогической деятельности.
Профессиональная мобильность учителя – это умение изменять позицию и быстро адаптироваться в трудовых ситуациях, связанных с переменой места деятельности.
Профессиональная мобильность учителя является одним из наиболее важных составляющих его профессиональных качеств. Благодаря мобильности учитель способен подменить отсутствующего коллегу, продвигаться по карьерной лестнице и т.д., то есть он может свободно перемещаться в пространстве профессиональной иерархии.
В более широком понимании профессиональная мобильность – это один из видов социальной мобильности, который характеризуется умением изменять профессиональный путь, посредством приложения усилий. В данном контексте, профессиональная мобильность связана с любой профессией, то есть относится не только к учителям.
Требования к профессиональной компетенции учителя
Основные требования, которые предъявляются к профессиональным компетенциям учителя, заключаются в следующем:
- Обладать умением учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывать пробелы в знаниях.
- Уметь правильно и эффективно организовывать самостоятельную деятельность учеников. Оказывать учащимся помощь в определении образовательной цели, осуществлять самостоятельную оценку полученным знаниям.
- Уметь мотивировать детей на получение новых знаний, вовлекать их в различные виды учебной деятельности.
- Обладать умением профессионально составлять «сценарий» учебного процесса, используя разнообразные методы и формы обучения, исходя из поставленной цели. Учитывать индивидуальные возможности и особенности детей.
- Правильно занимать стороннюю позицию в спорных и конфликтных ситуациях, направлять свои профессиональные умения на их сглаживание и недопущение в будущем.
- Подмечать учебные наклонности каждого ученика и стараться направлять их в нужное русло, с целью усвоения детьми нового учебного материала и получения необходимых практических умений и навыков.
- Владеть такими видами мышления как проектное и исследовательское, уметь применять их на практике при организации проектной и исследовательской деятельности учеников.
- Адекватно и беспристрастно применять систему оценивания знаний учащихся. Использовать данную схему не только для того, чтобы установить уровень усвоения знаний учениками, но и для того чтобы показать им их достижения.
- Уметь осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности и обучать приемам рефлексирования учеников.
- Эффективно организовывать процесс педагогического общения и взаимодействия с учениками, родителями, коллегами и администрацией учебного заведения.
- Обладать навыками организации учебного занятия таким образом, чтобы он протекал не в скучной монологической форме, а в форме дискуссии или диалога, тем самым привлекать учеников к активному участию в образовательном процессе.
- Владеть современными навыками работы на компьютерной технике и применять их в организации учебного процесса.
Таким образом, профессиональные компетенции проявляются не только в специальных знаниях в области педагогики, но в творческом подходе к педагогическому процессу, желании раскрыть для ребенка мир знаний, умении применять разнообразные формы и методы обучения. Все это, по сути, является основным профессиональным ресурсом учителя.
Требования к профессиональной мобильности учителя
Выделяют внутреннюю и внешнюю профессиональную мобильность.
Внутренняя профессиональная мобильность направлена на личностное и профессиональное развитие учителя, стремление овладеть новыми знаниями, расширить собственный профессиональный кругозор.
Внешняя профессиональная мобильность направлена на карьерный рост педагога, стремление стать лучшим в своей профессии, умении совмещать должности, места работы и т.д.
Требования к профессиональной мобильности учителя, различны в зависимости от того к какой составляющей они относятся:
- Качество личности учителя. Требования предъявляются к наличию у учителя внутреннего механизма профессионального развития, стремления «расти» в рамках педагогической профессии.
- Деятельность учителя. Требования предъявляются не только к самореализации учителя в профессиональном плане, но и в жизни.
- Процесс преобразования. Требования предъявляются к личностному росту, желанию находится в профессиональной сфере, стремиться ее расширять.
Особая актуальность профессиональной мобильности определяется тем, что она является условием переориентации всего образования на подготовку мобильных членов общества, а не только профессиональных кадров. Многие исследователи отмечают, что профессиональная мобильность педагога служит важнейшим качеством, определяющим опережающую функцию образования и приоритетную роль учителя в развитии цивилизации XXI в.