Сущность понятия «межкультурная коммуникация»
Межкультурная коммуникация – это взаимодействие в виде непосредственных контактов и общения представителей разных культур народов мира.
Говоря о взаимодействии культур, подразумевают контакт между большими группами людей. На сегодняшний день развитие культурных связей наблюдается в разных отраслях человеческой жизни. К признакам межкультурных различий можно отнести различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. Каждый участник контакта при этом имеет исключительно свою собственную систему норм и правил, которые функционируют так, чтобы отосланные и полученные послания можно было закодировать и раскодировать. Также процесс интерпретации зависит от возраста, пола, профессии, социального статуса коммуникантов, их толерантности, предприимчивости и личного опыта.
В межкультурной коммуникации важное место занимает понятие «макрокультура». Если рассматривать внутреннюю структуру макрокультуры, в ней обнаруживается наличие субкультурных различий, а также общих черт, что позволяет выделять макрокультуры, а население соответствующих регионов считать представителями одной культуры. Макрокультуры имеют существенные различия, влияющие на их коммуникации друг с другом. В таком случае межкультурная коммуникация осуществляется независимо от статуса ее участников в горизонтальной плоскости.
Микрокультуры выделяются, когда люди входят в состав определенной общественной группы, которая характеризуется своими культурными особенностями в составе макрокультуры.
Иными словами, взаимодействие культур рассматривается на макро- и микроуровнях.
Межкультурная коммуникация на микроуровне осуществляется в нескольких формах.
В деловой культуре коммуникация формирует после того, как каждая организация располагает некоторыми специфическими обычаями и правилами, связанными с корпоративной культурой, при непосредственном контакте работников разных компаний может возникать недопонимание.
Межэтническая коммуникация – это общение людей, представляющих разные народы, также она может рассматриваться в качестве коммуникации на микроуровне в том случае, если эти люди входят в состав единого государства. В иных случаях это уже взаимодействие культур на макроуровне.
Культурным взаимодействием предусматривается участие больших и малых народов, которые могут иметь свою государственность. Безусловно, влияние большого народа более масштабно, по сравнению с малыми этническими группами, но и малые группы могут оказывать серьезное воздействие на соседей своего региона, внося свое значение на уровне мировой культуры. В связи с этим может быть сформулирован принцип равноправия культур, чем предполагается устранение каких-то правовых ограничений и духовного подавления стремления каждой национальной и этнической группы придерживаться своей уникальной культуры с сохранением своей самобытности.
Сущность толерантности и ее необходимость обществу
Толерантность – это терпимость к чужому мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Также толерантность предполагает право человека на свободное выражение своих мыслей и взглядов при уважительном отношении к другой культуре и мнению и взглядам других национальностей.
При взаимодействии культур и народов в мире необходимо изменять иерархическую систему, когда основные принципы – это принципы подчинения и господства на систему, базирующуюся на принципах толерантности, демократии и свободы.
Любой человек умеет отличать хорошее поведение от плохого, что не представляет врожденное чувство, а формируется уже в процессе общения и взаимодействия между людьми, отражая историю и опыт народа. Толерантность формирует в межкультурном взаимодействии, характеризующимся воспитанием уважения к традициям и ценностям, и достижениям другим народам, осознание и принятие всего разнообразия в мире.
Толерантность в межкультурной коммуникации предполагает, что определенные особенности народов – это просто особенности. В таком случае толерантность – условие сохранения этих отличий, а восприятие другой культуры в такой ситуации основано на сравнении определенных особенностей другой культуры и аналогичных особенностей собственной культуры одновременно на рациональной и эмоциональной сфере.
Этапы и результаты формирования толерантности в межкультурной коммуникации
В 80-ых годах прошлого века бытовало мнение, что межкультурной компетентностью можно овладеть только благодаря знаниям, которые были получены при межкультурной коммуникации.
В данном случае знания – специфические, то есть ими определяются сведения, касающиеся конкретной культуры в традиционных аспектах, а также к ним относят коммуникативные навыки, толерантность, эмпатию и знание общих культурных ценностей.
В связи с таким делением межкультурная компетентность рассматривается в двух аспектах:
- во-первых, в качестве способности собрать в себе чужую культурную и национальную идентичность, что предполагает необходимость изучить язык, ценности, нормы, поведенческие стандарты других обществ. В таком случае, основной целью коммуникации является необходимость усвоить максимальный объем информации и адекватно изучить другую культуру;
- во-вторых, в качестве способности достичь успеха при непосредственном контакте с представителями других культур, даже при отсутствии достаточного объема знаний об основных компонентах этих культур.
Межкультурная коммуникация включает элементы, составные элементы которых включают следующие компоненты:
- аффективный компонент, представлен эмпатией и толерантностью, образующих базис эффективного межкультурного взаимодействия, а также не ограничиваются рамками доверительного отношения к другим культурам;
- когнитивный компонент состоит из культурных и специфических знаний, которые представляют основу осознанного распознавания коммуникативного поведения представителей других культур;
- процессуальный компонент состоит из стратегий, конкретно применяемых при межкультурном взаимодействии. В данном компоненте выделено несколько стратегий, направленных на успешное протекание взаимодействия, стремления к речевым действиям, поиск универсальных культурных элементов.