Тестирование (тестовый контроль) – это использование в качестве контроля обучения разнообразных тестовых заданий.
Сущность тестирования заключается в совокупности последовательных этапов: планирование – составление теста – проведение тестирования – обработка и интерпретация результатов – подведение итогов тестирования.
Понятие тестирования как одного из методов педагогического контроля
В настоящее время с целью осуществления контроля обучения используются не только традиционные средства, но разрабатываются авторские методы. Одним из наиболее популярных методов диагностики успешности обучения является тестирование. Тесты могут быть использованы как составленные другими авторами и уже апробированные в педагогике, так и тесты, которые педагог составляет самостоятельно. Составленные педагогом тесты могут быть по конкретной теме, разделу и т.д.
Функциями тестирования являются:
- диагностика уровня знаний и качества усвоения учебного материала;
- обучение – использование тестов в качестве тренировочных заданий для повышения эффективности знаний;
- организующая функция;
- воспитывающая и развивающая функции.
Тест – это краткое и стандартизированное испытание, которое позволяет за небольшой промежуток времени оценить уровень и качество усвоения учащимися определенного учебного материала.
Педагогический тест – совокупность взаимосвязанных заданий, которые позволяют качественно и надежно оценить уровень знаний учащихся, а также иные характеристики личности учащегося, интересующие педагога.
Педагогический тест состоит из совокупности трех взаимосвязанных систем:
- система содержания обучения, включающая в себя содержание каждой отдельной дисциплины и всего процесса обучения в целом;
- система формальных заданий, которые постепенно возрастают по уровню сложности;
- статистику характеристик учебных заданий и учащихся.
Таким образом, педагогический тест принято рассматривать как упорядоченную систему, так как он включает в себя совокупность тестовых заданий.
Современные педагоги – практики относятся к тестам неоднозначно. Часть педагогов считают, что тест не может дать достоверной информации по уровню знаний и не могут применяться с целью осуществления контроля обучения в «чистом» виде. Это связано с тем, что в некоторых тестах учащиеся могут просто угадать ответ. Часть педагогов, напротив, считают, что тест – это универсальное средство, которое позволяет за короткое время осуществить контроль знаний. Кроме того, тест, по их мнению, субъективен при выставлении оценок.
Таким образом, тестирование как метод осуществления контроля обучения рациональнее использовать в совокупности с другими методами контроля. В этом случае полученный результат будет действительно достоверным.
Виды тестов
Тесты достижений направлены на выявление уровня овладения конкретными знаниями по пройденной теме, разделу, учебной дисциплине и т.д.
Тесты достижений отличаются от других тестов, в том числе и психологических, тем, что они:
- определяют успешность овладения конкретными знаниями, определенными точными рамками;
- имеют точную цель применения (определение успешности усвоения знаний, определение эффективности педагогической деятельности конкретного учителя и т.д.);
- могут быть использованы для диагностики прошлого опыта и результативности усвоенного учебного материала.
Тесты достижений используются не только для того, чтобы выявить уровень усвоения знаний, но и выявить темп продвижения учащегося в рамках конкретной учебной дисциплины.
Тесты достижений могут быть открытыми и закрытыми. Открытые тесты – содержат вопросы, на которые необходимо самостоятельно написать ответ. Закрытые тесты – содержат вопросы, имеющие 2-3 варианта ответов, необходимо выбрать правильный. То есть, учащиеся для того, чтобы успешно пройти тестирование, должны обладать необходимыми знаниями и умениями.
Широко ориентированные тесты – тестирование, направленное на оценку конкретных знаний, умений и навыков, например, выявление уровня умений, необходимых для овладения специальными знаниями по конкретным учебным дисциплинам, умения работать с таблицами, словарями, программами и т.д.
Тесты, направленные на оценку педагогического воздействия на формирование у учащихся мышления, воображения, памяти и т.д. Данные тесты близки по своему содержанию к интеллектуальным тестам. Отличие от тестов достижения заключается в том, что они направлены на выявление уровня развития учащихся, чаще всего они представлены открытыми тестами, позволяющими действительно выявить уровень знаний и осуществить контроль общей эрудированности учащихся.
По форме проведения различают тестирование:
- индивидуальное;
- групповое;
- устное;
- письменное;
- бланковое;
- предметное;
- аппаратное;
- компьютерное;
- вербальное;
- невербальное.
Каждый вид тестирования имеет положительные и отрицательные стороны, которые педагог должен обязательно учитывать при организации контроля обучения. Подбор вида теста и формы его проведения зависит от возраста учащихся, уровня их подготовленности к проведению тестирования, психического и физического развития.
Чаще всего в педагогической практике используются групповые формы тестирования, так как они позволяют охватить большое количество учащихся и проверить за короткое время уровень их знаний. Недостатком группового метода является то, что снижается возможность установления контакта между педагогом и учащимися, что отрицательно сказывается на заинтересованности в тестировании.
В современных образовательных учреждениях тестирование используется для проведения различных видов контроля (тренировочного, промежуточного и итогового), а также с целью самоподготовки и повышения эффективности обучения.
Результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.