Тесты – это специализированные методы психолого-диагностического исследования, применение которых дает точную качественную и количественную характеристику исследуемого явления.
Появление тестов относится к глубокой древности. Их возникновение связно с необходимостью измерения знаний, умений, навыков и способностей у выпускников школ писцов.
Классификация педагогических тестов
Педагогические тесты, используемые в качестве контроля уровня знаний, умений и навыков, а также с целью определения эффективности деятельности педагога и учащихся, принято классифицировать по различным признакам.
Классификация педагогических тестов по целевым признакам:
- Входной тест по математике – проверка исходных математических знаний вначале обучения. Проводится в начале учебного года, с целью установления уровня имеющихся знаний по математике и перспектив их развития. Помогает педагогу сформировать правильную стратегию обучения, подобрать наиболее эффективные методы, средства и приемы работы с учащимися на уроках математики.
- Диагностический и формирующий тест – проверка уровня знаний по математике непосредственно в процессе обучения. Направлен на определение качества усвоения учебного материала, на конкретном этапе обучения. Полученные в ходе тестирования результаты, используются педагогом для корректировки учебного процесса. При необходимости с отстающими учениками педагог организует дополнительные индивидуальные занятия.
- Итоговый, тематический и рубежный тест – проверка уровня математических знаний и умений по итогам обучения. Данные тесты проводятся по итогам изучения определенного раздела или в конце учебного года. Его целью является установление эффективности обучения, насколько запланированные результаты совпали с планируемыми. Итоговый тест включает в себя комплекс заданий по всем пройденным темам по курсу математики за учебный год.
В настоящее время используется два основных подхода разработке тестов по математике:
- Нормативно-ориентировочные – направлены на соотнесение уровней подготовки учеников с целью определения рейтинга каждого учащегося. Данные тесты в основном используют во время вступительных экзаменах.
- Критериально-ориентировочные – направлены на установления уровня обученности учащегося, относительно определенного критерия, заложенного в образовательном стандарте, и программы обучения математике. Такими критериями при проведении ЕГЭ являются требования образовательного стандарта по математике к уровню подготовки выпускников.
Классификация педагогических тестов по средствам организации:
- Бланочные - это тесты, которые подразумевают использование специальных бланков для фиксации ответов.
- Компьютерные – это тесты, проводимые с использованием средств ИКТ.
В зависимости от степени однородности тесты принято классифицировать на:
- Гомогенные – это тесты, которые направлены на изучение уровня знаний непосредственно по одному предмету, то есть по математике.
- Гетерогенные – это тесты, которые содержат задания не только по математике, но и по смежным наукам.
Дидактические особенности использования тестовых заданий на уроках математики
Существенной частью процесса обучения является контроль над учебными достижениями учащихся. Он применяется для того, что выяснить, как учащиеся продвинулись в изучении учебного материала, определить, что ими достигнуто, зафиксировать у них имеющиеся проблемы. Одной из наиболее популярных форм контроля является тестовый контроль.
Основной целью использования тестов на уроках математики является осуществление контроля за эффективностью усвоения учащимися учебного материала.
Задачи организации тестирования на уроках математики:
- Систематический контроль и наблюдение за процессом усвоения знаний по математике учащимися.
- Получение объективной информации об уровне знаний учащихся по математике и успешности их применения на практике.
- Проверка эффективности организованной педагогом системы обучения учащихся, используемых их методов, средств и приемов работы на уроке математики.
Таким образом, тестирование учащихся на уроках математики позволяет осуществить обратную связь, выявить уровень их математических знаний и эффективность проводимого педагогом образовательного процесса.
Функции тестирования на уроках математики:
- Контролирующая
- Диагностическая
- Прогностическая
- Обучающая
- Ориентирующая
- Оценочная
- Развивающая
- Воспитывающая
Контролирующая деятельность, организуемая педагогом на уроках математики с использованием тестов, может быть осуществлена в различных видах и формах.
Различают следующие виды контроля на уроках математики с использованием тестов:
- Предварительный – проводится педагогом вначале учебного кода, выявляет уровень имеющихся знаний по математике.
- Текущий – осуществляется в рамках повседневной работы педагога, выявляет уровень сформированности знаний учащихся по предмету.
- Периодический – контроль знаний за определенный промежуток времени.
- Тематический – по итогам изученной темы или раздела.
- Итоговый – устанавливает конечные результаты обучения.
- Отсроченный – определяет остаточные знания спустя определенное время после изучения темы, курса или раздела.
По форме контроля различают:
- Индивидуальное тестирование – предполагает самостоятельное решение теста, получение конкретной оценки собственных знаний.
- Групповое тестирование – тест решается группой учащихся. Используется для повторения, обобщения и систематизации знаний по математике.
- Фронтальное тестирование – тестированию подвергается весь класс одновременно. Оценивается уровень подготовки всего класса.
Необходимо отметить, что тестовый контроль предполагает обязательный учет возрастных особенностей школьников. Порядок прохождения теста должен быть понятен учащимся и доступен для выполнения.