Понятие тестирования
Тестирование – это один из методов, позволяющих выявлять уровень знаний, умений, навыков и других личностных качеств, а также степень их соответствия определенным нормам через анализ результатов выполнения испытуемыми рядом специальных заданий.
Использование тестовых методик в современном образовательном процессе ставится все актуальнее. Тесты применяют и в момент поступления ребенка в школу, и при вступительных испытаниях в вузах. Следует более подробно остановиться на таких понятиях, как «тест» и «тестовое задание».
Отличия в понимании сущностных характеристик тестов вызывают и различное отношение к этой методике. Очень часто приходится сталкиваться со стереотипом в определении теста, как задания с выбором правильного ответа из некоторого количества предложенных вариантов. При этом тесты вовсе не ограничены только названным типом заданий. Известно несколько определений термина «тест». Рассмотрим несколько из них.
- Тест представляет собой систему заданий специфического вида, применяемую в совокупности с известной методикой измерения и интерпретации результатов.
- Тест является стандартизированной системой заданий, которые предъявляются в малых порциях, но охватывают широкий круг оперативно проверяемых вопросов курса.
- Тест является стандартизированным заданием с вариантами ответов, в которых приведены как верные, так и неверные. Зачастую в заданиях заложены не только содержание ответа, но и его форма, которая часто также стандартизирована: возможно, требуется найти лишний ответ, продолжить запись, отметить правильный вариант ответа каким-либо знаком. То есть, испытуемому требуется не только найти правильный ответ, но отметить его соответственно заданной форме.
- Тест является нетрадиционной, особенным образом сформулированной задачей.
- Тестовое задание является диагностическим заданием в форме задачи или вопроса, имеющего четкую инструкцию для выполнения, и обязательно содержит эталон ответа или алгоритм необходимых для выполнения действий.
В сравнении с традиционными занятиями по математике, предусматривающими запись действий и рассуждений, которые приведут к правильному ответу, тестовые формы предполагают задания, которые не предполагают громоздкие записи.
В современной школе роль домашних заданий практически обесценилась, так как их проверка не налажена. Учителя стараются использовать разнообразные формы учета – от устного опроса учащегося перед всем классом или с места до коротких письменных работ. Но, в первую очередь, методом проверки домашних заданий остаются непосредственные проверки письменных заданий в тетрадях – фронтальный осмотр работ при обходе в классе сразу после звонка на урок, или более детальная проверка, возможно выборочная, во внеурочное время.
Учеными было предложено несколько различных классификаций тестов. Приведем далее несколько наиболее широко распространенных из них.
Наиболее популярная классификация тестовых заданий предполагает разделение всех тестовых заданий на две большие группы:
- тесты закрытого типа, предполагающие наличие предписанного ответа, при котором испытуемый должен выбрать из предлагаемых вариантов ответов только один вариант;
- тесты открытого типа, предполагающие свободный ответ, когда испытуемый должен самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).
Виды тестовых заданий закрытого типа:
- альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»
- установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков.
- множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка.
- установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности.
Виды тестовых заданий открытого типа:
- дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений.
- свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются.
На практике наиболее распространенными являются тесты, предполагающие выбор ответа. В начальной школе, как правило, ограничиваются тремя предлагаемыми вариантами ответов, содержащие один верный вариант. При составлении тестов необходим учет типичных ошибок учеников.
Классификация тестов Беспалько В. П.
Беспалько В.П. разработана классификация тестов, основанная на различии уровней усвоения знаний, но основываясь на принятых ранее определений понятий теста и тестовых заданий, эта классификация, по сути, является классификацией тестовых заданий.
- Тесты 1 уровня – реализация деятельности по узнаванию.
- Тесты 2 уровня – работа на уровне репродукции.
- Тесты 3 уровня – осуществление продуктивной деятельности.
- Тесты 4 уровня – работа на уровне творческой деятельности.
Тесты 1 уровня позволяют выявить:
- навык выполнения действий «подвести под понятие», учитывая внешне заданные правила действий, то есть, используя подсказку;
- умение отличить правильно использованное знание от ошибочного. На этом уровне тесты должны требовать от учащегося выполнить действие узнавания.
Тест 2 уровня позволяет выявить:
- Навык воспроизведения математического содержания по памяти;
- Навык решения типовых задач самостоятельно, путем воспроизведения способа решения по памяти.
Тесты 3 уровня дают возможность выявлять:
- Навык воспроизведения и преобразования усвоенной информации;
- Навык применения усвоенных способов решения типовых заданий в нетипичной ситуации, но при этом, частично знакомой учащемуся.
Тесты 4 уровня направлены на раскрытие творческой степени усвоения программного материала, которое сопровождается возможностями ученика переносить освоенные им методы решения задач в новые для него задачные ситуации, нахождение новых способов решения задач.