Сегодня перед образовательными учреждениями стоит важная задача в воспитании обучающихся. В ФГОС прописано, что педагоги должны воспитывать личность самостоятельную с активной жизненной позицией, патриотически настроенную. При организации воспитания и обучения необходимо обращать внимание на такое понятие как толератность (терпимость). Данная черта характера является на сегодняшний день необходимой и ее следует воспитывать в первую очередь. Сегодня часто возникают конфликты на национальной или религиозной почве, нет уважения ни к традициям и культуре своего народа, ни к духовным ценностям других.
Поведение педагога и воспитанника при толерантном стиле общения
Говоря о воспитании толерантности ребенка необходимо затронуть тему воспитания толерантности самого педагога.
Дело даже не только в нетерпимости педагогов к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а в нетерпимости к личности воспитанника вообще. Идет это от непонимания природы ребёнка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в отсутствии педагогической направленности.
Основная направленность деятельности педагога в формировании толерантных отношений – способствовать формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Педагогическое общение ученика и учителя должно строиться на толерантном взаимоотношении. Педагог должен создавать условия для формирования достоинства у обучающихся, индивидуальности.
Авторитарный стиль общения не может способствовать развитию толерантности. Для педагога важно создать условия демократического общения между обучающимися, доверительного диалога между педагогом и ребенком.
В подростковом возрасте ребенок особо нуждается в воспитании этого качества. Именно в подростковом возрасте закладывается чувство прекрасного, начинает формироваться собственное мировоззрение. Начинают закладываться основы социального поведения человека, способность к эмпатии или конфликтность.
Образовательное учреждение своим примером должно поддерживать ценности толерантного общения и воплощать их в жизнь. В ученическом коллективе должна быть организована обстановка для формирования толерантных отношений между детьми. Ниже приведены признаки, в которых отражается сравнение толерантного коллектива и интолерантного.
Толерантный коллектив
- Каждый член коллектива услышан
- Беседа
- Дружеский совет
- Согласованность.Чуткость
- Утешение
- Приветливость
- Поддержка
- Уважение.
- Эмпатия.
- Поддержка.
Интолерантный коллектив
- Каждый слышит только себя
- Нетерпение
- Язвительность
- Оскорбление
- Упреки
- Осуждение
- Предостережения
- Угрозы.
- Нетерпимость
- Отстранение
Коллективная деятельность толерантного общества
Коллективная творческая деятельность способствует развитию чувства толерантности. Расширяя границы образовательного учреждения, педагоги могут дать возможность ребятам проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей. Для осуществления данной цели могут использоваться различные внеурочные мероприятия, которые нацелены на формирование толерантных отношений между людьми.
Особо важно воспитывать чувство толерантности в межнациональных коллективах, где проходят обучения дети из различных семей. Задачей педагога является создание условий для равного общения всех детей, уважения чужих национальных традиций и ценностей. Внеурочную деятельность необходимо выстраивать с точки зрения сближения детей различных укладов жизни. Необходимо приложить усилия, чтобы не возникло предвзятое отношение между ребятами, иначе сформировавшаяся модель поведения перейдет во взрослую жизнь.