Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процесс индоктринации в педагогике

Определение 1

Индоктринация - это передача фундаментальных положений системы верований, некритическое отношение к ним со стороны принимающего.

Истоки индоктринации

Одной из основных гипотез возникновения индоктринации является то, что она возникла в ходе эволюции человечества. Ее предназначение заключается в исследовании и понимании склонности или несклонности к некритическому принятию чужих идей. Исследование осуществляется с различных точек зрения: социальной психологии, психологии развития и практики образования. Ряд ученых отвергает представленную гипотезу, и считают, что индоктринация – это один из результатов внешнего социального влияния на личность человека.

Доказательством общепризнанной гипотезы являются исследования, проводимые в сфере эволюционной психологии, которые утверждают, что человечество претерпевало на протяжении своего существования разнообразные межгрупповые конфликты и соперничество, что и послужило интенсивной энцефализации человека. Энцефализация в свою очередь привела к порождению у людей особых, сложных когнитивных атрибутов, одним из которых и является стремление к идентификации собственной личности с группой.

Возникающее у каждого человека некритическое отношение к чужим доктринам и идеям, при определенных условиях, именуемое индоктринацией, является его крайним вариантом. Эта особенность является естественной и необходимой для каждого человека, как одно из условий выживания. Однако необходимо помнить, что индоктринация содержит в себе некоторые потенциальные опасности.

Несмотря на то, что в мире животных существует такое понятие как иерархия и доминирование, индоктринация является специфичной и присущей только человечеству. Её следов не наблюдается ни у одного из видов животных, в том числе и у приматов.

Индоктринация относится к поведенческим признакам, соответственно развивается, как и другие морфологические признаки организма человека на основании генетической программы, с меньшим или большим воздействием факторов среды.

Замечание 1

Таким образом, несмотря на то, что в животном мире создаются разнообразные альянсы, способность к критическому или некритическому восприятию чужих идей является только лишь человеческой способность. То есть она свойственна людям в силу существования у них сознания и речи.

«Процесс индоктринации в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В настоящее время индоктринация является одним из востребованных и актуальных качеств человека. Это связано с тем, что современный мир порой достаточно агрессивно воздействует на сознание человека, посредством программирующих технологий. Их основная задача «навязать» человеку определенное мышление, товар, идею и т.д. К тому же люди изначально имеют природную предрасположенность к программированию. Подтверждается это тем, что многие люди исповедуют разнообразные религии, вступают в профессиональные группы, разделяют и продвигают чужие убеждения, интересы и ценности.

Замечание 2

Именно поэтому очень важно уметь критически относится к чужим идеям и мыслям, отличать истинные от ложных, уметь отстаивать собственную точку зрения и интересы. Все это гарантирует человеку наличие у него здоровой индоктринации.

Содержание и сущность индоктринации

Понятие «индоктринация» охватывает достаточно широкий спектр явлений, которые характеризуют поведение и мышление человека в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время данный термин активно используется в отечественной научной педагогике, в рамках которой он понимается как некритическое принятие личностью чужих доктрин (идей, мыслей, убеждений и т.п.). В данном случае речь идет о конкретном психическом явлении, которое дает характеристику особому состоянию психики, представляющему собой специфический механизм идентификации собственной личности с определенной группой, через принятие групповых доктрин, ценностей или идей.

Таким образом, индоктринацию можно представить следующим образом:

  • особое состояние человеческой психики;
  • процесс некритического принятия чужих доктрин или идей;
  • результат воздействия, контроля или «зомбирования» человека.

Термин «идоктринация» был предложен этологами, которые специализируются на исследовании проблем поведения человека. По их мнению, индоктринация является способностью к формированию собственной диспозиции, позволяющей принять групповые характеристики и идентификацию с ними, что служит демаркации и сплочению.

Ряд ученых под индоктринацией понимают внушение человеку определенной точки зрения или принципов. При этом под точками зрения подразумеваются конкретные идеи и убеждения, такие как фанатические или сектанские. Рассматривая индоктринацию подобным образом, она приобретает крайне негативный характер.

Схожий с этим подход к определению содержания индоктринации предлагает этолог Фрэнк Солтер, который характеризует её как преднамеренное внушение определенной доктрины, зачастую в виде принуждения или обмана. То есть навязывание чужих идей и убеждений путем введения человека в заблуждение.

Замечание 3

Таким образом, на основании всех указанных суждений, можно сделать вывод, что в педагогике индоктринация рассматривается преимущественно как негативное явление.

Индоктринация «покушается» на автономность личности, так как чаще всего реализуется посредством недостойных и этически осуждаемых методов.

Для того, что исправить сложившееся положение индоктринации в педагогике и использовать ее в качестве положительного фактора, необходимо:

  1. Признать, что не всегда индоктринация используется с негативной целью, зачастую она жизненно необходима человеку. Человек просто обязан некритически принимать все предлагаемые ему доктрины, то есть уметь мыслить отстраненно и рационально.
  2. Индоктринацию следует рассматривать в более широком спектре, нежели только «хорошо-плохо», она есть, она естественна, и она является специфической чертой каждого человека, характеризующей его поведение. Важно только уметь использовать её правильно, что необходимо воспитывать в каждом человеке с самого детства.
  3. Индоктринация – это не всегда итог этически осуждаемых методов, таких как обман или запугивание. Необходимо воспитывать в человеке понимание, что она является своеобразным «собственным выбором» человека.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot