Воспитание слабослышащих детей
Под воспитанием понимается целенаправленная организация процесса формирования личности.
В психолого-педагогической и дефектологической литературе указывается на общность закономерностей воспитания детей с нарушениями слуха и нормативным психофизическим развитием, при этом спецификой процесса воспитания слабослышащих детей является обеспечение целостности психического развития, формирование личностных качеств, развитие способностей ребёнка к ориентированию в предметном и природном мире, явлениях, характеризующих общественную жизнь, общечеловеческих ценностях.
Цель и задачи воспитания слабослышащих детей
Основной целью воспитания слабослышащих детей является обеспечение всестороннего, гармоничного развития личности ребёнка, предоставление возможности полной самореализации.
Воспитание детей с нарушением слуха строится в соответствии с деятельностным подходом, соответственно, продумывается включение ребёнка в разнообразные виды деятельности (интеллектуальная, ценностно-ориентировочная, общественная, трудовая, художественная, спортивная, игровая, коммуникативная).
С опорой на цель воспитания, реализуются следующие задачи:
- осуществление мировоззренческой подготовки, оказание помощи детям в построении их отношений с миром, отношения к себе в окружающем мире;
- освоение культурных ценностей, традиций, обычаев страны и мира;
- развитие творчества ребёнка;
- формирование трудовых умений и навыков, чувства уважения к труду, развитие личностных качеств, необходимых для осуществления трудовых действий;
- развитие гражданственности;
- формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни.
Принципы воспитания слабослышащих детей
В современных литературных источниках представлены следующие принципы воспитания слабослышащих детей:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- осуществление связи воспитательного процесса и жизни;
- единство, целостность и преемственность в воспитательном процессе;
- уважение и требовательность к личности;
- осуществление воспитания в коллективе;
- организация активной и самостоятельной деятельности.
Содержание, формы и методы воспитания слабослышащих детей
В современной сурдопедагогике выделены следующие направления воспитания слабослышащих детей: организация умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Данные направления совпадают с направлениями воспитания детей с нормативным развитием, но имеют специфическое содержание в связи с имеющимися нарушениями у слабослышащих детей.
В содержание умственного воспитания детей с нарушением слуха включается работа, направленная на формирование словесной речи, развитие познавательных способностей.
Нравственное воспитание слабослышащих детей направлено на формирование нравственного сознания, чувств и поведения, осуществляется в общении педагога и воспитанников.
Экологическое воспитание является составной частью нравственного воспитания, в рамках данного направления у слабослышащих детей формируется гуманное отношение к природе.
Трудовое воспитание включает нравственную, психологическую и практическую подготовку к трудовой деятельности. Решаются коррекционные задачи (развивается речь, закрепляются навыки речевого общения, корректируются недостатки физического развития).
Основными формами и методами воспитания слабослышащих детей являются:
- приучение,
- упражнение,
- игра,
- организация совместной деятельности,
- использование в процессе воспитания воспитывающих ситуаций,
- и др.