Социализация как результат трудового воспитания детей-инвалидов
Приоритетным направлением системы образования сегодняшнего дня является создание условий для успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача социализации заключается в освоении социального опыта детьми с ограниченными возможностями, их включение в уже существующую систему отношений внутри общества.
Социализация – это важный процесс, от которого зависит, сможет ли индивид стать полноценным и полноправным членом общества, реализовать способности и задатки.
Одним из важных аспектов социализации ребенка-инвалида является социализация во время трудового обучения. Успешность трудового обучения определяет уровень решения такой проблемы как социализации.
Внедрение трудового воспитания
Деятельностный подход в российской социальной психологии основой для определения стадий социализации использует трудовую деятельность. Здесь выделяют три стадии:
- стадия дотрудовая, которая включает раннюю социализацию и стадию обучения;
- трудовая стадия, включающая период трудовой деятельности;
- послетрудовая стадия, которая наступает с прекращением трудовой деятельности в пожилом возрасте.
Обращаясь к такой периодизации, становится видно, что больший период жизни человека приходится именно на трудовую стадию. На данной стадии происходит становление личности, самоопределение и самореализация. Поэтому так важно трудовое воспитание и обучение в период ранней социализации и школьного обучения.
Трудовое воспитание – воспитание у человека сознательного отношения к труду в качестве основной жизненной потребности, трудолюбия, старательности, добросовестности.
Трудовое воспитание детей-инвалидов в себя включает:
- ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, воспитание уважения к ней;
- воспитание трудолюбия и интереса к труду, навыков работы в коллективе;
- обретение навыков социально-бытовой ориентировки;
- обучение организационным умениям;
- обретение санитарно-гигиенических и трудовых навыков, навыков самообслуживания;
- обучение самым простым трудовым умениям;
- обучение трудовым навыкам, основываясь на индивидуальных особенностях, личностных качествах, задатках и способностях;
- ознакомление с миром профессий и выбор профессии.
Для адаптации детей с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизнедеятельности следует создать в семье и школе, условия для максимально результативного освоения навыков, умений.
Основой формирования и развития личности является трудовое воспитание в семье. Именно здесь закладываются физические, умственные, нравственные качества ребенка.
Очень важным является принятие семьей особенного ребенка и включенность всей семьи в коррекционно-образовательную и воспитательную работу, обращение к успехам своего ребенка, развитие индивидуальных задатков.
В воспитании следует избегать таких ошибок, как изолирование ребенка от окружающего мира и гиперопека.
Гиперопека со стороны родителей окончательно лишает ребенка-инвалида возможностей самостоятельно преодолевать трудности в жизни. Гиперопека способствует развитию инфантильности, мнительности, чувства неуверенности в себе.
Трудолюбие - это качество, которое должно быть сформировано у детей еще в семье.
Трудолюбие – это черта характера, которая заключается в положительном отношении человека к труду.
Труд оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на развитие его умственных способностей, сообразительности.
Сухомлинский писал, что труд превращается в великого воспитателя, когда входит в духовную жизнь воспитанников, дарит радость дружбы, развивает любознательность, порождает радость преодоление трудностей.
При организации трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями следует учитывать несколько факторов. Прежде всего, это фактор социализации, ведь ребенок нуждается в создании для него условий, способствующих успешному преодолению трудностей социализации, а также подготовки к жизни самостоятельной. Труд как фактор, который определяет выбор профессии. Формирование волевых качеств, навыков коммуникативной культуры, в качестве фактора воспитания.
При организации труда детей-инвалидов следует руководствоваться спецпрограммами трудового обучения, учитывающих характер и степень нарушений основных функций организма конкретного ребенка. Труд, выполняемый ребенком, должен быть посильным и не носить принудительного характера.