Влияние семьи на ребенка
Процесс воспитания в семье обеспечивает существование преемственности поколений, это исторически обусловленный процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семья выступает общественной ступенью в жизни человека. Она с раннего детства формирует сознание, волю и чувства ребенка. С помощью родителей дети приобретают первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в социуме. Семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора воспитания одновременно. Это одна из трудностей семейного воспитания.
Семья - это одновременно среда обитания и воспитательная среда для ребенка. Семья обеспечивает содержание общества.
Соответственно главная социальная функция семьи - воспитание законопослушного гражданина, патриота и будущего семьянина.
Никакое образовательное или воспитательное учреждение не может заменить и компенсировать, полученное формирующейся личностью от родителей.
Сегодня семья радикально меняется. Формируется новый тип личности, которая характеризуется ориентацией на материальную обеспеченность, предприимчивость, независимость. Мужчины и женщины стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию вне семьи. Это дестабилизирует институт семьи, провоцирует рост неблагополучных семей.
Такие сложные изменения в системе ценностей родителей влияют на функционирование семьи, и в частности на ее воспитательную функцию. Ребенок в любом возрасте нуждается в помощи и эмоциональной поддержке родителей. Сбои в семейном воспитании и как результат фрустрация потребностей ребенка ведут к негативным последствиям для эмоционального состояния, психического и личностного развития ребенка.
Появляются определенные аспекты в воспитании, которые провоцируют отклонения от нормального и гармоничного развития личности ребенка. К таким неблагоприятным аспектам относятся: гиперпротекция или гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в действиях родителей, завышенные или недостаточные требования, всестороннее ограничительство, избыток запретов или же их недостаточность.
Главная цель семейного воспитания - это достижение душевного единства и глубокой нравственной связи между родителями и ребенком.
В каждой семье формируется индивидуальная система воспитания и стиль семейных отношений.
Чрезмерная строгость и требовательность родителей часто приводят к нежеланию ребенка учиться, формируется тревожность к оценкам, похвале или осуждению. Страх наказания и оскорбления делает детей неряшливыми, замкнутыми и неспособными защитить себя. Другая крайняя реакция ребенка - самоутверждение через агрессивность или конфликтность. Дети воспитанные в обстановке эмоциональной отверженности и холодности чувствуют, что их не любят. Такое состояние тягостно для ребенка. Еще болезненнее ребенок реагирует, когда кого-то из других членов семьи любят больше и ребенок чувствует это. Дети в такой системе взаимоотношений могут вырасти с неврозами или озлобленными.
Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе.
Достаточно сложным является воспитание единственного ребенка в семье. Как правило, такие дети имеют привилегированное положение в семье, которое сопровождается вседозволенностью и немедленным исполнением желаний. Результатом таких взаимоотношений в семье становится ребенок-эгоист, ребенок-тиран. Замечают такие отклонения, к сожалению, поздно. Воспитание по принципу вседозволенности грозит тем, что ребенок привыкает быть в центре внимания. В будущем такие дети не могут правильно оценить свои возможности. В обществе их не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.
Из-за занятости современных родителей или по причине банальной лени они часто уклоняются от занятий с детьми. Дети получают полную свободу, которой они не умеют пользоваться. Это порождает безнадзорность и бесконтрольность. Итогом отсутствия внимания и контроля со стороны родителей становится то, что дети, предоставленные сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.
Опасна и чрезмерная опека - гиперопека. Жизнь ребенка постоянно контролируется, он не может делать то, что ему захочется, находится в ожидании и страхе приказания. В результате ребенок становится нервным и неуверенным в себе. Это приводит к психическим расстройствам. В ребенке копится обида и злость за такое отношение, повышается риск ухода ребенка из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать установленные запреты.
Определенные трудности в сфере семейного воспитания связаны с изменением статуса женщины в обществе. Это вызывает противоречие между ее социальными ролями, что рождает напряженность и конфликты в семье и отрицательно отражается на воспитании детей. Занятость женщины приводит к ослаблению контроля за поведением детей и недостаточному вниманию к воспитанию. Расхождения между профессиональной и семейной ролью женщины являются одним из факторов снижения рождаемости. Как следствие - проблема воспитания в семье одного ребенка. Отсутствие сестер и братьев в семье часто неблаготворно сказывается на развитии эмоциональной сферы и формировании чувств ребенка. Такую негативную ситуацию в семье могу скорректировать только родители своим правильным поведением.
Насущной проблемой в семейном воспитании сегодня становится высокий уровень дохода родителей, правильнее – не способность грамотно распоряжаться доходами в отношении ребенка. Материальные блага обращаются во вред детям без воспитания у них здоровых духовных потребностей. Более высокие доходы несомненно создают широкие возможности для личностного развития ребенка: высокий уровень обучения, разнообразие детского досуга. Но множественность возможностей развития детей провоцирует у родителей соблазн дать ребенку больше полезных знаний, навыков и умений в разных сферах жизни. В результате у детей наблюдаются нервные и физические перегрузки, высокая утомляемость и соматические проблемы.
При обозначении проблем современной семьи и семейного воспитания, нельзя не сказать о разводах. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Детям из неполных семей сложнее адаптироваться в реальной жизни.
Моральная ответственность ребенка в семье
Часто ребенка воспитывают в условиях гипертрофированной моральной ответственности. Родители считают, что ребенок обязан оправдать их многочисленные надежды, на него возлагают непосильные детские заботы. В результате у детей появляются страхи, постоянное беспокойство. Неправильное семейное воспитание уродует личность ребенка, порождает невротические срывы и сложные взаимоотношения с окружающими. Обычно всех взрослых радует воспитанный, послушный и примерный ребёнок. Но за попыткой родителей сделать ребёнка безукоризненным часто скрывается атмосфера недостаточного сотрудничества в семье. Члены семьи не умеют и считают ненужным эмоционально взаимодействовать, делиться в семье своими эмоциями. Конфликты замалчиваются, отсутствуют попытки найти способы их разумного разрешения. От ребёнка ожидают соблюдение приличий, которые он подтверждает своим образцовым поведением. Действительное состояние внутренней жизни ребёнка не волнует родителей. Постоянное лицемерие становится для ребёнка жизненной нормой.
Личностные проблемы родителей, решаемые за счет детей, так же могут вызывать проблемы в воспитании и развитии ребенка. В основе нарушений воспитания в таком случае лежит неосознаваемая потребность взрослого. Эту потребность и пытаются удовлетворить за счет воспитания ребенка. Позицию родителей бывает очень сложно изменить. Это опять же ведет к проблемам между детьми и родителями.
Правильная роль ребенка в семье - это помощник, равноправный участник, интересный человек, советчик. При таком стиле семейного воспитания у ребенка формируются положительные качества: общности с родными людьми, личной ответственности перед окружающими, гордости за участие в жизни своей семьи.
Причиной проблем семейного воспитания чаще всего является непонимание между детьми и родителями. Дети хотят большего, чем разрешают родители – это порождает конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Отсутствие любви порождает проблемы в семье. Французский писатель Сент-Экзюпери так определил роль любви в воспитании детей:
«Возможно, любовь является процессом, где я мягко, легко и кротко веду тебя к самому тебе. Веду не к такой личности, какой я тебя вижу в моём воображении, а в развитии и проявлении твоих собственных положительных черт».
Истинная родительская любовь воздействует на ребёнка не силой назидательных мыслей, поддерживающейся авторитетом родителей, а создает опору, поддерживающейся родительской заботой, которая раскрывает и развивает положительные способности, заложенные в детях.