Открытие гимназии
В 1856 году в Санкт-Петербурге юный преподаватель, поклонник Я. А. Коменского, Карл Иванович Май открыл частное среднее учебное заведение для мальчиков. На данный шаг его толкнула неудовлетворенность состоянием учебного процесса в гимназиях и реальных училищах, но помимо этого К. Май чувствовал острую необходимость применить некоторые теоретические аспекты педагогики на практике.
Учебное заведение быстро стало популярным и вскоре получило необыкновенное, но соответствующее его сущности название «Реальное училище на правах гимназии». Это объяснялось тем, что в первый период существования основная масса предметов преподавалась на немецком языке, по-русски излагались грамматика, словесность.
Естественным наукам в учебных программах отводилось существенно больше времени, чем в действующих гимназиях, так как К. И. Май считал важным развивать прикладную тенденцию в обучении, расширяя тем самым кругозор учеников и обеспечивая им лучшую подготовку к практической работе.
В 1868 году выпускники частных гимназий получали право на поступление в институт. При этом за частными гимназиями сохранялась свобода в составлении учебных программ и распределении учебного материала по классам, в совокупной организации педагогического процесса.
В учебном заведении К. И. Мая было 2 отделения. Школьная программа в начальных классах была единой для реалистов и гимназистов. Начиная с пятого класса, по желанию опекунов либо по желанию самих учеников, одни из них начинали исследовать древние языки – латинский и греческий, иные же в данные часы в большей степени исследовали арифметику и современные языки – немецкий, французский, английский.
В 1882 году школе были присвоены права гимназии министерства народного просвещения.
Концептуальные идеи
Душой заведения с самого начала был К. И. Май. Он создал и всячески развивал педагогическую концепцию своей школы, заложил ее воспитательные основы.
Главный целью воспитания К. И. Май считал гармоничное развитие всех сил и природных способностей человека. В качестве лозунга педагогического коллектива он выбрал слова чешского просветителя, отца прогрессивной педагогики, Я. А. Коменского: «Сначала любить – потом учить». Сам Май всю свою жизнь неукоснительно следовал данному лозунгу.
Главная задача каждого педагога, по мнению Мая, заключалась в подготовке учащихся к общественно полезному труду. Кроме того он отмечал значимость индивидуального подхода в обучении и воспитании с учетом при этом особенностей преподаваемого предмета и характера взаимоотношений учеников и учителя. Май смог внушить собственным воспитанникам любовь к истине, почтение к себе и учителям. Гимназия стала специфической общиной с собственным духом.
В. А. Латышев впоследствии подчеркнул следующие педагогические основы К. И. Мая, составившие базу концепции развития гимназии:
- несмотря на многообразие методов и средств, главная цель преподавания остается неизменной – образование и воспитание личности учащегося;
- между педагогом и воспитанниками складываются только субъект-субъектные взаимоотношения;
- личный пример учителя является самым эффективным воспитательным средством.
Данные основы и в настоящее время остаются весьма актуальными.
Организация деятельности
Учебный день в гимназии начинался с того, что директор непосредственно за руку приветствовал всех учеников, и лишь провинившийся накануне ученик не удостаивался рукопожатия.
В организации внеклассной деятельности большую роль играли пешеходные экскурсии по окрестностям города. Во время таких прогулок учащиеся, собирая природные коллекции, пополняли и систематизировали на практике собственные познания в некоторых предметах, расширяли исторический и общекультурный кругозор. При свете горящего костра обсуждали увиденное и услышанное, строили планы на дальнейшую деятельность. Всё это проходило в обстановке неформального общения с детьми, что обеспечивало создание благоприятного психологического климата и доброжелательной атмосферы в коллективе.
Еще большее значение имели школьные праздничные дни, проводимые как правило 29 октября, в день рождения Карла Мая. Они отмечались новыми спектаклями школьного театра, специальной торжественной программой. Подготовка к спектаклю, репетиции, домашние заботы, создание декораций и изучение сценария содействовали сближению воспитанников, развитию у них творческих качеств, приобщению к искусству, реализации интересов и формированию «духа» школы. Вскоре за выпускниками даже утвердилось прозвище «Майские жуки» или «Майцы», которое они чтили и чрезвычайно гордились им как знаком собственной принадлежности к обществу гимназии Мая.
Состав учеников гимназии был весьма ярким и достойным: академик Н. А. Бруни, писатель Л. К. Успенский, академик Д. С. Лихачев, художник В. А. Серов и многие другие. Всех их соединяла не только гимназическая скамья, не только «майские» традиции, но, прежде всего, уверенность в том, что именно в период обучения сформировались их духовные убеждения, научные и художественные пристрастия, приверженность избранному пути и эталонам.
В 1890 году директор гимназии К. Май ушел в отставку по состоянию здоровья, а на его место был назначен В. А. Кракау. Он во многом продолжил развитие воспитательную системы: были введены уроки музыки, танцев, фехтования, организована столярная мастерская. Особое внимание было уделено развитию способа преподавания, с целью сделать его более креативным, самодеятельным и носящим прикладной характер.
В 1900 году В. А. Кракау на одном из заседаний педагогического совета выступил с подробным отчетом, в котором обозначил ключевые положения учебного заведения, в соответствиями с которыми каждый воспитанник за годы обучения должен всецело усвоить программный курс каждого предмета, развить собственные мыслительные способности, получить интерес к вопросам жизни, науки, искусства, выработать способность к труду. Чтобы обеспечить исполнение данных позиций, ученика не следует перегружать занятиями. В следствии этого домашние задания в начальных классах были отменены.
Последним директором школы стал ее выпускник Александр Лаврентьевич Липовский, избранный на данный пост голосованием педсовета в начале сентября 1906 года. В данный период в гимназии были организованы предметные комиссии, занимавшиеся исследованием и коррекцией учебных программ. В школе развивается самоуправление. Была разработана и утверждена школьная конституция. Педагоги уделяли главное внимание индивидуализации воспитания, развитию самостоятельности учащихся, преобладанию наглядности в обучении и организации досуга.
Майская гимназия по праву может служить примером гуманистической воспитательной системы школы, удачно сформировавшейся, непрерывно поддерживавшей собственные традиции и развивавшей особенное, интегративное качество, специфический «дух» школы, который стал мощнейшим воспитывающим моментом и позволил системе сохраняться длительное время.