Понятие, предмет и объект семейной педагогики
Семейная педагогика является наукой о воспитании в семье и изучает специфические особенности семейного воспитания, его потенциальный ресурс, разрабатывает научные рекомендации родителям по правильному формированию личности ребенка.
Становление семейной педагогики в качестве самостоятельной научной отрасли началось не так давно. Были вместе с этим определены объект и предмет ее изучения. Объектом семейной педагогики признаются состояние и тенденции развития семьи в качестве института воспитания. К предмету семейной педагогики относятся механизмы и сущность воспитания в семье, а также влияние данного процесса на формирование детской личности.
Семейная педагогика не ставит своей целью создать правила, регламентирующие каким быть человеку и как жить, а исследует обстоятельства, при которых детям будет хорошо, а при каких могут возникнуть трудности. Научные знания невозможно заменить опытом и мудростью жизни.
Специфика семейного воспитания
Основная цель воспитания ребенка в семье заключается во всестороннем развитии личности.
Особенность воспитания в семье заключается в его осуществлении через авторитет взрослых, пример их поведения и семейные традиции. В семейном воспитании отсутствуют четкие организационные формы. Воспитание реализуется в семье через ее жизнедеятельность посредством индивидуального воздействия на ребенка. О придании семейному воспитанию научной обоснованности и целенаправленности всегда говорили знаменитые классики отечественной педагогики.
Цель педагогики заключается в помощи правильному развитию внутреннего потенциала детей, их нормальному психическому и физическому росту. Добиться успеха в воспитании детей родители могут только, когда четко ставят определенные педагогические задачи перед собой и твердо знают, чего они добиваются.
Семейное воспитание является одной из форм воспитания ребенка в обществе, которая сочетает целенаправленные действия родителей и объективное влияние жизнедеятельности семьи. В семейном воспитании преобладают стихийные воздействия, такие как манеры поведения, привычки взрослых, жизненный распорядок и многие другие. Данные воздействия носят регулярный характер и оказывают постоянное влияние на ребенка.
Именно в семье происходит воспитательно-значимый процесс социализации ребенка. Внутрисемейные отношения служат для ребенка первым специфическим образцом общественных отношений. Особенность семейного воспитания заключается еще и в том, что в условиях семьи ребенок включается в систему данных отношений на самых ранних стадиях своего развития. В семьях, где существует прочный контакт между взрослыми и ребенком, уважительное отношение к детям, у детей активнее формируется чувство коллективизма, доброжелательности и самостоятельности.
Особая роль отводится семье в воспитании детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что семья для него является первой и часто практически единственной средой, которая формирует его личность. Детство дошкольника - период высокой восприимчивости ребенка к влиянию среды и воспитательным воздействиям. В этом возрасте формируется база, на которой строится дальнейшее воспитание и обучение.
Исследования, посвященные осознанию детьми своего опыта в семье и детском доме, подтверждают особую роль семейного воспитания в формировании личности. Ребенок, воспитываемый вне семьи, лишен возможности усваивания первичных представлений о семейных обязанностях, функциях, о ролевом поведении в семье. Сравнение личностного и психического развития детей, растущих вне семьи, показывает, что все дети, которые воспитываются в закрытых детских учреждениях, имеют ряд сходных черт: отсутствие привязанности к людям и инициативы в деятельности, относительно низкая познавательная активность, а также ситуативность мышления и поведения. У таких детей нарушено преобразование объективного в субъективное, а познаваемое через эмоции ребенком не переживается, общественно-значимое не трансформируется в личностно-значимое.
Включение ребенка в детский коллектив на определенном этапе его жизни становится лакмусовой бумажкой для семейного воспитания и уровня социального развития ребенка. Здесь отразятся все особенности семейного воспитания. Специфические особенности взаимосвязи между родителями и детьми закрепляются в поведении ребенка, становясь моделью их дальнейших контактов с окружающими.
Родительский авторитет и пример служат специфической формой передачи социального опыта, включая нравственный опыт, важнейшим механизмом социального наследования.
Воспитательный процесс в семье осуществляется постоянно, непрерывно.
Эффективность семейного воспитания
Учеными выделяется ряд основных причин, которые влияют на результат семейного воспитания:
- отсутствие программы воспитания у родителей, стихийный характер обучения и воспитания ребенка, отсутствие или низкий уровень педагогических знаний, незнание возрастных особенностей и потребностей ребенка, непонимание роли оценки в развитии ребенка;
- однообразие и недостаточная содержательность деятельности ребенка внутри семьи, недостаток общения между взрослыми и детьми;
- неумение объективно характеризовать ребенка и проанализировать используемые методы воспитания.