Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Семейная педагогика и домашнее воспитание

Домашнее воспитание и его роль в развитии личности ребенка

Определение 1

Домашнее воспитание – это процесс семейного воздействия на развитие ребенка посредством личного примера, привития семейных традиций, передачи духовно-нравственного опыта членов семьи.

Семья играет ключевую роль в воспитании ребенка. Она принимает участие в этом процессе с самого первого дня появления ребенка на свет и оказывает воздействие на его развитие в течение всей его жизнедеятельности. Семья – это среда жизнедеятельности ребенка, в которой он получает развитие и воспитание.

Первое знакомство ребенка с социальными нормами и ценностями происходит в семейном кругу. Ребенок копирует поведение родителей, усваивает культурные и нравственные ценности, эстетические нормы, моральные принципы. Именно в семье у ребенка закладывается представление о приемлемом социальном поведении и взаимодействии.

Семья помогает ребенку сформировать навыки построения социальных контактов, упрощает прохождение процесса социализации, помогает выражать чувства и эмоции или развить умения их сдерживать, осознать собственное «Я», понять себя и окружающих, осмыслить различия полов и особенности их социального поведения.

Семейное воспитание закладывает основы социализации личности. В дальнейшем, социализация проходит в учреждениях дошкольного обучения и воспитания, но ее основы должны быть заложены в семье. Кроме того, родители и в дальнейшем помогают педагогам в воспитании ребенка, формируя единую направленность воспитания и обучения ребенка.

Особо важное значение домашнее воспитание имеет в возрасте от нуля до семи лет. В этот период, у ребенка формируются основные психические процессы, развивается речь и социальные навыки. Поэтому, родителям требуется уделить максимальное внимание в воспитательном процессе ребенка заложению социальных основ поведения в этот временной период.

В домашнем воспитании можно выделить несколько основных стадий:

«Семейная педагогика и домашнее воспитание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Период младенчества. Этот период занимает первый год жизни ребенка. Родители помогают ему познавать окружающий мир посредством эмоционального общения. таким образом, происходит развитие личностной сферы ребенка: формируется его чувственная и эмоциональная сторона. Итогом этого развитие становится формирование у ребенка потребности в общении.
  2. Период раннего детства. Он охватывает промежуток от года до трех лет. Ребенок познает окружающий мир через предметную область. Он изучает предметы и объекты, совершает с ними разнообразные манипуляции. Происходит активизация познавательной деятельности. Семья помогает развить у ребенка познавательную активность. Итогами развития этого периода является формирование речи и наглядно-действенного мышления.
  3. Дошкольный возрастной этап. Он длится от трех до семилетнего возраста. Ребенок развивает свою мотивационную сферу, формируются его основные личностные потребности, происходит осознание себя, как личности. Семья в это время выступает для ребенка маленьким миром т.е. она является обществом в миниатюре. Поэтому, родители должны создать условия для социального развития ребенка, сформировать у него навыки социального поведения и установления социальных контактов. Личный пример – лучший метод.

Специфика семейного воспитания

Институт семьи на протяжении всей истории человечества играл и продолжает играть важную роль в развитии отдельного человека и общества в целом. Семья является той сферой, посредством функционирования которой происходит передача социального опыта, культурных и нравственных ценностей, основ социального поведения и взаимодействия между поколениями.

Семейное воспитание оказывает уникальное воздействие на развитие личности. Специфика этого воздействия обусловлена следующими причинами:

  1. Первичность семейного воздействия. Нахождение рядом с ребенком родителей с первых дней жизни ребенка формирует у него биологическую и психологическую привязанность к ним, определяет его зависимость от своей семьи;
  2. Сензитивность развития ребенка в дошкольном возрасте. В это время, организм ребенка оказывается наиболее восприимчивым к влиянию, оказываемому взрослым. Ребенок стремится построить систему взаимоотношений со взрослыми, а не со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается в дальнейшем;
  3. Постоянство пребывания. Ребенок находится в семье практически постоянно. Он активно взаимодействует с родителями во всех направлениях своей деятельности. у него формируется привязанность к родителям, складываются отношения доверия, понимания, родственные узы.

Исследованием вопросов домашнего воспитания и его особенностей занимается отдельная отрасль педагогической науки – семейная педагогика.

Семейная педагогика и ее необходимость

Определение 2

Семейная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов специфики семейного воспитания, его условий и потенциала, методов и приемов воспитания и обучения ребенка в семейных условия.

Семейная педагогика занимается исследованием потенциальных воспитательных возможностей семьи, изучает ее воздействие, оказываемое на развитие ребенка, его социализацию и эффективность этих процессов.

Данная педагогическая отрасль помогает родителям в воспитании и обучении своих детей, разрабатывая рекомендации по воспитанию и обучению детей в семье, их развитию, решению основных проблем, преодолению возрастных кризисов.

Семейная педагогика ориентирована на исследование вопросов семейного воспитания и условий, при которых ребенок будет чувствовать себя хорошо, развиваться и нормально жить, а также обстоятельств, препятствующих этому и способов преодоления этих трудностей.

Значимость семейной педагогики и ее рекомендаций обусловлена научностью ее знаний. Научно доказанные знания нельзя заменить практическим опытом и житейской мудростью.

Исследования семейной педагогики нацелены на достижение всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Исследования науки направлены на оказание помощи в вопросах правильного развития ребенка, создание условий для оптимального физического роста и психического развития подрастающего поколения.

Необходимость семейной педагогики обусловлена рядом причин. К ним относятся следующие:

  1. Стихийность семейного воспитания. Эффективность воспитания ребенка в семье зависит от опоры родителей на конкретную программу воспитания;
  2. Недостаточность педагогических знаний родителей. Родители не знают особенности возрастного развития ребенка и возможности педагогического воздействия в эти периоды;
  3. Однообразная семейная деятельность ребенка в семье. Необходимо наполнять жизнь и деятельность ребенка содержанием, расширять направления его деятельности;
  4. Родители неспособны адекватно оценить эффективность методов своего воспитания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot