Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, которая направлена на реализацию задач развития и формирования культуры личности будущих специалистов.
Воспитательная работа обеспечивает саморазвитие учащихся, самореализацию и самосовершенствование личности учащихся на основе актуализации интеллектуальных, культурных, а также духовно — нравственных ценностей. Это есть цель воспитательной работы.
Существует один способ достижения этой цели — это формирование личности будущего специалиста, который имеет высокий морально — этический уровень.
Направления воспитательной работы
Существует два направления воспитательной работы:
- оказывать в свободное от учебы время временные творческие учебные коллективы
- содействовать учебным группам в проведении бесед, досуга, встреч, экскурсий, дискуссий, а также участие в мероприятиях, которые посвящены поддержанию чистоты и порядка в помещениях школы и на ее территории.
Психологами выделены две формы воспитательной работы: коллективные и индивидуальные.
Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются:
- формирование у учащихся уважения к закону, гражданской позиции, потребности к труду и жизни в обществе.
- удовлетворение личностей в культурном, интеллектуальном, а также физическом и нравственном развитии
- формирование у учащихся важнейших качеств и свойств личности
- принятие и освоение для себя высших нравственных и культурных приоритетов, которые основаны на общечеловеческих ценностях.
У воспитательной работы очень много граней. Она организуется не только на учебных занятиях, но и в учебно-воспитательном процессе. А преподаватели школы решают учебно-воспитательные задачи на занятиях и используют воспитание через предмет и его содержание, воспитание через методику преподавания и воспитание своим личностных примером.
Преподавателями конкретных предметов организуется воспитательная деятельность вне учебы. Такая работа, соответственно, проводится после занятий в школе. Это могут быть разнообразные консультации, экскурсии, факультативы и многое другое. А классные руководители координируют и направляют данную работу.
Преподаватель же определяет формы и методики, которые он будет использовать на занятии. Он исходит из специфики класса, в котором будут проводиться данные занятия.
В каждом случае преподаватель уточняет задачи воспитания самостоятельно.
Объективные показатели готовности воспитанности личности и способности выполнять свою социальную роль — есть критерии самой воспитанности личности. Также критериями служат требование к личности, ее нормы поведения, деятельность в обществе и ее идеалы.
Система деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя
В работе со своими коллегами заместитель директора по воспитательной работе, а также классный руководитель держаться следующей системы:
- работа со взрослыми предполагает руководство и помощь педагогам в планировании, организации и оценке эффективности воспитательного процесса; помощь в повышении «воспитательной» квалификации, а также создание условий для реализации способностей педагогов и координацию воспитательной работы в школе и обществе;
- деятельность заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя включает работу с детьми и со взрослыми;
- работа с детьми направлена на развитие личности учащегося; на создание, укрепление и развитие общего коллектива школы; работу со школьным активом; формирование и укрепление традиций школы, а также подготовку и проведение коллективных творческих дел (КТД).
Основное направление воспитательной работы на целый год выбирает методическое объединение классных руководителей, при этом сохраняя остальные компоненты воспитания.
По традиции проводятся такие мероприятия, как День Учителя, День Знаний, Посвящение в первоклассники, Международный день Матери, а также Последний звонок и Выпускной вечер. Эти традиции способствуют объединению педагогического коллектива и учеников, усложнению, закреплению и развитию отношений и связей между членами педагогического коллектива; Такие мероприятия очень любят и к ним, традиционно, готовятся заранее. Но есть одна сложность: праздник не должен быть похож на тот, что проводили в прошлом году.
Изучив детально потребности не только педагогов, но и учащихся, методическое объединение классных руководителей планирует работу обучающих занятий:
- Сформулировать цели воспитания.
- Составить план воспитательной работы.
- Технология КТД.
- Программа воспитательной работы (примерная).
- Работа с учащимися, которые требующими повышенного внимания со стороны педагогов.
- Формы работы с родителями и прочее.
Деятельность по созданию условий для воспитательной работы классных руководителей имеет некоторые направления в образовательном учреждении.
Одной из самых главных задач педагога является организация развивающей и воспитывающей деятельности. Эта задача является самой важной и основной, ведь там, где нет организации, царит хаос и стихийные обстоятельства. А в таких условиях личность развиваться не может.
Вторым объектом, на который должен обратить внимание классный руководитель — организация и развитие коллектива.
Ну, а третьей задачей классного руководителя в воспитательной работе является создание условий для проявления внутренних сил учащегося, помощь в становлении его личности, обогащение его интересов и способностей.
План воспитательной работы
План воспитательной работы имеет определенную структуру. Эта структура плана классных руководителей заключается в следующем:
- Характеристика школьного коллектива.
- Состав класса и его общая характеристика: количество, отдельно мальчиков и девочек, познавательный уровень и общее развитие обучающихся, их работоспособность и успеваемость, интерес к общим делам, наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога).
- Связь класса с общим коллективом школы: выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, вносит ли предложения для улучшения жизни школа.
- Сплоченность: есть ли актив класса, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений в коллективе, наличие группировок в коллективе, ценностные ориентации.
Воспитательные задачи в классе состоят из воспитательных задач школы и воспитательных задач, ставящиеся перед собой классным руководителем на текущий учебный год. Их должно быть сформулировано не менее трех или четырех.
Такой продуманный план воспитательной работы классного руководителя оказывает реальную помощь в организации воспитывающей деятельности, координации усилий педагогов, школьников и родителей в создании условий для развития и коллектива, а также личности каждого учащегося.