В современных условиях системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность и творчество при активизации деятельности педагога направленные на формирование познавательного интереса младших школьников.
Ведущая деятельность младшего школьника – игровая. Потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной, поэтому первым помощником тьютора в организации детской совместности становится именно игра или по-другому «Игра-путешествие». Именно «Игра-путешествие» и стала образовательным ресурсом школы полного дня.
Создании такой образовательной среды позволяет:
- интегрировать основное и дополнительное образование;
- максимально учитывать индивидуальные возможности, интересы и образовательные запросы каждого ребёнка;
- сохранение и развитие индивидуальности ребёнка;
- развитие активности, самостоятельности, творчества в обучении.
Цели и задачи игры-путешествие
Целью данной образовательной технологии можно считать развитие индивидуально-личностного роста ребёнка с учётом познавательных интересов и запросов обучающихся и их родителей.
Задачи игры-путешествия:
- содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности;
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка;
- поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся;
- формирование индивидуального стиля учебной деятельности;
- включение в программу индивидуальных образовательных маршрутов;
- включение учащихся в проектною и исследовательскую деятельность;
- социализация обучающихся посредствам проигрывания различных социальных ролей;
- обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности.
Содержание и организационные условия проведения игры
«Игра-путешествие» имеет свою собственную траекторию реализации и структуру, которая основывается на этапах тьюторского сопровождения.
Игра разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и учащегося.
1 этап — диагностический, происходит встреча тьютора с подопечным, выяснение образовательной ситуации и знакомство с сюжетом игры-путешествия. На данном этапе особенно значимо создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.
2 этап — проектирование предстоящей работы в структуре игры- это планирование образовательной траектории в игре. Составляется так называемая план-карта интереса. На этом этапе необходимо поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно - деятельностный компонент познавательного интереса.
3 этап — реализация образовательного поиска в структуре игры проигрывание игры- путешествия. Защита - представление игры-путешествия организуется во время тьюториала (занятие в мини-группе, не более 15 учеников).
4 этап — аналитический, в структуре игры-резентация игры-путешествия, рефлексия. Этот этап направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих. Тьютор не расставляет приоритетов. Позже ученики могут переводить свои инициативы, свой интерес в идеи, в темы игр-путешествий.
Эффективность игры-путешествия обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного интереса ребенка, применением профессионального тьюторского инструментария.
Ожидаемые результаты игры - путешествие
При прохождении всех этапов учащийся приобретает следующие умения:
- планирование и рефлексия собственной образовательной деятельности;
- культурное оформление образовательных интересов и инициатив в разных формах учебной и событийной образовательной деятельности;
- выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса;
- готовность решать проблемные задачи;
- умение проявлять собственный интерес и иметь опыт его обсуждения;
- умение проявлять инициативность на культурной предметности;
- умение оценивать свою работу по критериям, вырабатываемым совместно;
- умение формулировать вопрос;
- умение выбрать литературу как источник информации;
- умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным;
- умение работать в группе;
- умение подготовить сообщение по интересу;
- иметь опыт презентации (портфолио, продукт по интересу);
- иметь опыт выбора (задания, вида работы, материала, темпа и т.д.);
- свои интересы и свои способности.
Образовательные эффекты - индивидуальные личностные приросты (способность к адекватной самооценке, «знание себя» и применение своих качеств в ситуации коммуникации и взаимодействия).
Специфика образовательных результатов: перечисленные выше умения являются основой для формирования таких компетенций как проектная, коммуникативная, аналитическая.
Педагог-тьютор может отслеживать результаты работы, основываясь на материалах, которые в свою очередь отражают индивидуальные достижения и особенности учебной и образовательной деятельности учащихся.
Сквозным результатом программы тьюторского сопровождения является продуктивная деятельность детей, их участие в проектах. Наблюдение фактического оформления инициативы детей в проекты, фиксация тематики проектов, способов попадания и в проектную деятельность, полноту участия в ней.
По итогам педагогических наблюдений и работы с учащимися по всем формам и видам тьюторского сопровождения педагог-тьютор готовит материалы для семейного собеседования, которые оформляет в форме протокола.