Сущность диспута
В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.
«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный спор на некую тему. При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения.
Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.
Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.
В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют:
- диспут-лекцию;
- диспут-конференцию;
- диспут-дискуссию.
По содержанию диспуты бывают:
- нравственно-этические;
- общественно-политические;
- эстетические;
- профессиональные.
Основные этапы
В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.
- Подготовительный этап:
- определение темы, цели;
- создание организационной группы;
- распределение обязанностей;
- выбор ведущего;
- анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
- подготовка инструкций и оборудования;
- выбор помещения и его соответствующее оформление.
- ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.
Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия. Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме.
Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.
- краткий анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач, поощрительная оценка участников, определение новых дискуссионных проблем.
Требования к организации и проведению диспута
Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему. Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута:
- Тема диспута должна быть значимой, проблемной, предоставляющей разные точки зрения.
- Она конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6.
- Своевременная подготовка объявлений, пригласительных билетов.
- Надлежащее оформление помещения, в котором будет проходить диспут (баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты).
- Подбор и предоставление участникам соответствующей литературы.
- Верный выбор ведущего, способного «зажечь» аудиторию.
- Важно установить четкий регламент по выступлениям.
- В конце обязательно дать оценку, выразить признательность участникам.
Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что:
- диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
- преподаватель должен обладать методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
- в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения;
- общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся;
- позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение, уверять в нем других.