Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классный час и его воспитательный потенциал

Понятие и сущность классного часа

Определение 1

Классный час – это одна из особых форм организации внеклассной работы в общеобразовательной школе, которая направлена на коллективное обсуждение проблем, затрагивающих интересы всего класса, и налаживание взаимоотношений между учащимися.

В настоящее время к системе школьного образования предъявляются все более высокие требования, которые подразумевают овладение учащимися не только определенными знаниями и умениями, но и навыками взаимодействия с окружающими, необходимыми для последующей успешной адаптации в обществе. Именно с этой целью классным руководителем организуются классные часы, различной тематики.

В ФЗ «Об образовании» РФ, большое значение уделяется вопросу воспитания подрастающего поколения. В рамках общеобразовательной школы, воспитательная работа возлагается на классного руководителя, который осуществляет ее в основном во неурочное и внеклассное время. Одной из основных форм организованной воспитательной работы имеет классный час.

Замечание 1

Таким образом, классный час можно рассматривать как специально организованную ценностно-ориентированную деятельность, направленную на формирование у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Структура и компоненты классного часа

Характеристики классного часа:

  1. Классный час по своей структуре и содержанию представляет собой весьма гибкую форму воспитательного воздействия на учащихся.
  2. Приоритетная роль в организации классного часа отводится взаимодействию и общению между учащимися и классным руководителем.
Замечание 2

Как показывает практика, классный час, при правильной его организации имеет достаточно обширный воспитательный потенциал. Именно поэтому его используют для решения широкого круга воспитательных задач.

Воспитательные задачи, решению которых способствует правильно организованный классный час:

«Классный час и его воспитательный потенциал» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Формирование сплоченного и дружного классного коллектива, создание внутри него благоприятной психологической атмосферы, способствующей успешному развитию и жизнедеятельности каждого ученика класса.
  2. Усвоение учащимися необходимых знаний, умений, навыка и опыта познавательной и практико-созидательной деятельности.
  3. Формирование важных личностных качеств учащихся, таких как эмоционально-чувственная сфера и ценностные отношения.
  4. Обогащение и расширение знаний учащихся, полученных ими в процессе обучения.
  5. Формирование у учащихся чувства ответственности.

Для того, чтобы воспитательный потенциал классного часа был использован в полной мере, классному руководителю при его организации необходимо использовать следующие компоненты:

  1. Целевой компонент – включает в себя целевые установки, которые в первую очередь связаны с индивидуальным развитием личности каждого учащегося класса, а также с развитием у детей творческого потенциала, креативности. Важно совместно с детьми разрабатывать и устанавливать индивидуальный план жизненного развития, которого ребенок будет придерживаться в дальнейшем при выборе будущей профессии.
  2. Содержательный компонент – включает в себя материал, который необходим учащимся для становления самостоятельности, самоутверждения, самореализации, самовоспитания и самообучения.
  3. Организационно-деятельностный компонент – подразумевает активное участие классного педагога в жизни класса, заинтересованность в воспитании и развитии каждого ученика, актуализации его жизненного пути.
  4. Оценочно-аналитический компонент – направлен на адекватную оценку организуемых педагогом классных часов, их результативности и влияние на воспитание и развитие личности учащихся.

Формы проведения классного часа

Основные формы проведения классного часа:

  • классное собрание;
  • экскурсии и походы;
  • тематическая лекция;
  • диспут;
  • встреча с интересным человеком;
  • интерактивная игра;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • деловая игра;
  • тренинг.

Прежде, чем начать классный час, педагог должен убедиться в том, что все учащиеся класса поняли и осознали его основную цель и задачи.

Организуя классный час, важно учитывать возрастные особенности детей. В каждом возрасте у детей различные интересы и волнующих их вопросы. Это необходимо помнить педагогу при выборе и темы классного часа, и формы его организации.

В процессе классного часа, педагог должен следить за учащимися, отмечать их заинтересованность в рассматриваемых вопросах, стремится удерживать внимание учеников на основной теме. В том случае, если наблюдается снижение интереса со стороны учащихся, необходимо использовать различные приемы по удержанию и повышению интереса. Например, ознакомление детей с интересными фактами, использование музыкальной паузы или смены деятельности.

Вводная часть классного часа знакомит учащихся с событиями, которые произошли в классе и школе за последнее время. В основном это сведения по успеваемости, поведению, организуемых в школе мероприятиях и т.д. Совместно с учащимися классный руководитель обсуждает все успехи и неудачи. Важно при этом придерживаться уважительного тона, ни в коем случае не использовать назидательный или укоряющий, так как учащиеся могут «замкнуться в себе», либо принять позицию отчуждения. Особенно это актуально в работе с подростками. В том случае, если имеются нарушения дисциплины или определенные проступки, не нужно негативно высказываться на этот счет, следует совместно с нарушителем разобрать ситуацию, понять, что к ней привело, и постараться избежать ее возникновения в дальнейшем.

Для того, чтобы классный был интересен и привлекателен для детей, они стремились принимать в нем активное участие большинство педагогов используют в его проведении современные информационные технологии и методики.

Замечание 3

Таким образом, в современной школе главной формой воспитательной работы по-прежнему остается классный час, но его содержание, технология и методика реализации должны соответствовать современным тенденциям.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot