Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика организации и проведения деловой игры

Понятие деловой игры

Определение

Деловая игра является одной из эффективных форм взаимодействия педагога с учащимися и представляет собой моделирование тех систем взаимоотношений, что существуют в настоящей реальности и посредством которых приобретаются практические умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Деловая игра способствует лучшему восприятию окружающего мира, дает некий опыт принятия решений, формирует характер и элементы поведения детей. Для педагога деловая игра дает возможность творческого подхода к организации совместной деятельности, отражения всех профессиональных знаний и навыков.

Важным условием эффективности деловой игры считается добровольное и заинтересованное участие как педагога, так и воспитанников, а также их открытость, искренность и полнота ответов. При этом учитель должен иметь необходимые знания для организации и проведения такой формы работы.

Понятие деловой игры

Деловые игры содействуют увеличению интереса к рассматриваемой проблеме, могут помочь формированию креативного мышления, поиску новых путей решения трудоемких задач, тренируют практические умения. Деловая игра - это в некой степени репетиция работы преподавателя. Она позволяет проиграть любую педагогическую обстановку в лицах, что дает возможность понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, коллег и т.д.

Виды деловых игр

Деловые игры составляют довольно обширный педагогический материал и по своей методологии проведения подразделяются на:

  • ролевые игры – каждый участник имеет или же конкретное задание, или конкретную роль, которую он обязан исполнить согласно поставленным условиям;
  • групповые дискуссии – соединены с отработкой проведения совещаний либо приобретением навыков работы в группе. Участники имеют персональные задания, и, кроме того, существуют и совместные правила ведения дискуссии;
  • имитационные игры – имеют задачу сформировать у участников представление, которое характерно для реальности, и позволяют отработать поведенческие навыки в конкретной ситуации;
  • организационно-деятельностные игры – не имеют строгих инструкций, у участников нет ролей, а сама игра ориентирована на решение междисциплинарных трудностей. Активизация работы участников происходит с помощью определенного давления на личность;
  • инновационные игры – сформировывают инновационное мышление участников, выдвигают новые идеи в классической системе поступков, отрабатывают модели настоящей, желанной, образцовой ситуаций;
  • ансамблевые игры – сформировывают управленческое мышление у участников, ориентированы на решение конкретных задач методом организации делового партнерского сотрудничества команд;
  • исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму исследуются методики по заданным направлениям;
  • игры-тренинги - закрепляют какие-либо умения и навыки с психологической точки зрения.

Специфика организации и проведения

При организации и проведении деловой игры роль педагога различна – до игры он инструктор, в ходе ее проведения – консультант, на заключительном шаге – глава обсуждения вопроса.

Главная задача игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, отработка точных практических умений, способствующих быстрой адаптации к новым условиям и направленных на саморазвитие личности.

Процесс организации и проведения игры можно поделить на 4 этапа:

  1. Проектирование игры:
  • конкретно сформировать единую цель игры и конкретные задачи для участников;
  • создать план, общие правила игры;
  • описать организацию и последовательность действий участников;
  • подготовить задания для участников;
  • подготовить необходимое оборудование.
  • Организационная подготовка выбранной игры с реализацией предопределенной дидактической цели:
    • представление участников;
    • педагог объясняет участникам смысл игры, знакомит с ее программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями задачи, которые должны быть решены;
    • назначаются специалисты, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку;
    • определяется продолжительность игры.
  • Ход игры.
  • Подведение результатов:
    • анализ игры, выявление положительных и отрицательных моментов;
    • мнение участников о выполнении заданий, степень их индивидуальной удовлетворенности;
    • оценка экспертов (подсчет набранных баллов, выбор номинации и т.д.).

    Аспектом для оценки может служить количество и содержательность выдвинутых мыслей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

    Для того, чтобы деловая игра прошла успешно, нужно соблюдать ряд требований:

    • проводить деловые игры часто нежелательно, оптимальный вариант - 1-2 раза в год;
    • с полной ответственностью и творческим подходом отнестись к процессу подготовки и организации игры, поскольку это будет ее фундаментом при проведении;
    • тщательно отработать игровую модель поступков участников согласно заданной обстановке;
    • четко формулировать цели и задачи;
    • продумать размещение участников с наиболее выгодной позиции для общения.

    Также уместно провести и заключительный анализ: что необходимо учитывать в последующем, какой материал еще необходимо изучить и отработать. Это будет существенным аспектом помощи для проведения деловых игр в последующем и развития интереса участников к познавательной деятельности.

    Понятие деловой игры

    Дата последнего обновления статьи: 30.12.2023
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot