Понятие деловой игры
Деловая игра является одной из эффективных форм взаимодействия педагога с учащимися и представляет собой моделирование тех систем взаимоотношений, что существуют в настоящей реальности и посредством которых приобретаются практические умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.
Деловая игра способствует лучшему восприятию окружающего мира, дает некий опыт принятия решений, формирует характер и элементы поведения детей. Для педагога деловая игра дает возможность творческого подхода к организации совместной деятельности, отражения всех профессиональных знаний и навыков.
Важным условием эффективности деловой игры считается добровольное и заинтересованное участие как педагога, так и воспитанников, а также их открытость, искренность и полнота ответов. При этом учитель должен иметь необходимые знания для организации и проведения такой формы работы.
Деловые игры содействуют увеличению интереса к рассматриваемой проблеме, могут помочь формированию креативного мышления, поиску новых путей решения трудоемких задач, тренируют практические умения. Деловая игра - это в некой степени репетиция работы преподавателя. Она позволяет проиграть любую педагогическую обстановку в лицах, что дает возможность понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, коллег и т.д.
Виды деловых игр
Деловые игры составляют довольно обширный педагогический материал и по своей методологии проведения подразделяются на:
- ролевые игры – каждый участник имеет или же конкретное задание, или конкретную роль, которую он обязан исполнить согласно поставленным условиям;
- групповые дискуссии – соединены с отработкой проведения совещаний либо приобретением навыков работы в группе. Участники имеют персональные задания, и, кроме того, существуют и совместные правила ведения дискуссии;
- имитационные игры – имеют задачу сформировать у участников представление, которое характерно для реальности, и позволяют отработать поведенческие навыки в конкретной ситуации;
- организационно-деятельностные игры – не имеют строгих инструкций, у участников нет ролей, а сама игра ориентирована на решение междисциплинарных трудностей. Активизация работы участников происходит с помощью определенного давления на личность;
- инновационные игры – сформировывают инновационное мышление участников, выдвигают новые идеи в классической системе поступков, отрабатывают модели настоящей, желанной, образцовой ситуаций;
- ансамблевые игры – сформировывают управленческое мышление у участников, ориентированы на решение конкретных задач методом организации делового партнерского сотрудничества команд;
- исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму исследуются методики по заданным направлениям;
- игры-тренинги - закрепляют какие-либо умения и навыки с психологической точки зрения.
Специфика организации и проведения
При организации и проведении деловой игры роль педагога различна – до игры он инструктор, в ходе ее проведения – консультант, на заключительном шаге – глава обсуждения вопроса.
Главная задача игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, отработка точных практических умений, способствующих быстрой адаптации к новым условиям и направленных на саморазвитие личности.
Процесс организации и проведения игры можно поделить на 4 этапа:
- Проектирование игры:
- конкретно сформировать единую цель игры и конкретные задачи для участников;
- создать план, общие правила игры;
- описать организацию и последовательность действий участников;
- подготовить задания для участников;
- подготовить необходимое оборудование.
- представление участников;
- педагог объясняет участникам смысл игры, знакомит с ее программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями задачи, которые должны быть решены;
- назначаются специалисты, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку;
- определяется продолжительность игры.
- анализ игры, выявление положительных и отрицательных моментов;
- мнение участников о выполнении заданий, степень их индивидуальной удовлетворенности;
- оценка экспертов (подсчет набранных баллов, выбор номинации и т.д.).
Аспектом для оценки может служить количество и содержательность выдвинутых мыслей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.
Для того, чтобы деловая игра прошла успешно, нужно соблюдать ряд требований:
- проводить деловые игры часто нежелательно, оптимальный вариант - 1-2 раза в год;
- с полной ответственностью и творческим подходом отнестись к процессу подготовки и организации игры, поскольку это будет ее фундаментом при проведении;
- тщательно отработать игровую модель поступков участников согласно заданной обстановке;
- четко формулировать цели и задачи;
- продумать размещение участников с наиболее выгодной позиции для общения.
Также уместно провести и заключительный анализ: что необходимо учитывать в последующем, какой материал еще необходимо изучить и отработать. Это будет существенным аспектом помощи для проведения деловых игр в последующем и развития интереса участников к познавательной деятельности.