Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коллектив в педагогике

Признаки коллектива

Коллектив, рассматриваемый в качестве воспитательного сообщества и специально педагогически организованного объединения обладает определенными признаками:

  • общественно значимая цель;
  • деятельность, имеющая общественное значение;
  • коллективные отношения;
  • демократическое самоуправление.

Цель при этом должна быть не случайной, направленной не на личные интересы и эмоциональное удовлетворение, а значимая для других членов коллектива. Обозначенная цель должна достигаться за счет общественно значимой деятельности.

В коллективных отношениях все члены коллектива связаны между собой многообразной системой поручений. В нем формируется особая коллективная дисциплина. Это не дисциплина подчинения, а дисциплина взаимной ответственности за общее дело и других членов группы.

Демократическое самоуправление в коллективе заключается в том, что жизнью коллектива управляет выборный орган, а не лидер, но при этом у воспитателя остается руководящая педагогическая роль, которая трансформируется в зависимости от уровня развития детского коллектива.

Структура детского коллектива

Детский коллектив представляет собой сложную социально-педагогическую систему, которая обладает своей структурой, имеющей две составляющие:

  • неформальная структура, складывающаяся стихийно;
  • формальная структура, организуемая педагогом.
Определение 1

Неформальная структура коллектива - система межличностных отношений детей, возникающая стихийно, начиная с первых контактов между ними.

Структура неформальная всегда предшествует созданию формальной, поэтому педагогу следует учитывать ее особенности при организации формальной структуры коллектива.

В неформальной структуре в системе межличностных отношений каждый ребенок занимает свою нишу и имеет определенную социальную диспозицию:

  • бесспорный лидер (звезда);
  • пользуется симпатиями большинства (признаваемый);
  • признается несколькими приятелями (принятый);
  • окружающие к нему равнодушны и общаются поверхностно (непринятый);
  • с ним не хотят общаться активно (отверженный).
«Коллектив в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Неформальной структуре также присуще негласное распределение ролей. В межличностных отношениях у ребят формируется своя субкультура и традиции общения. Именно в неформальной структуре детского коллектива проявляется половая дифференциация детей.

Определение 2

Формальная структура детского коллектива базируется на деловых отношениях и на отношениях ответственности, которые формируются и развиваются в процессе общей деятельности под руководством выборного органа и педагога.

В формальной структуре все члены коллектива также наделены социальными ролями через поручения. В системе отношений коллектива важную роль имеют традиции коллективной жизни. Они формируются за счет традиционных форм деятельности, праздников, ритуалов, традиций в решении проблем и конфликтов. Это позволяет детям чувствовать себя в обстановке собственного особенного коллективного закона, гордиться им и улучшать его.

Формальная структура коллектива может полностью реализовать свой воспитательный потенциал только при взаимодействии первичного, общего и педагогического коллективов.

Определение 3

Первичный коллектив - это неделимая часть коллектива (микроколлектив), в которой сходятся все интересы ребенка.

Первичному коллективу присущи тесное общение, регулярные контакты между членами, поэтому такой коллектив не может быть большим количественно. При формировании первичных коллективов, необходимо учитывать желания детей быть вместе и взаимодействовать. Реальный первичный коллектив является разновозрастным, с разницей в возрасте от 3 до 5 лет. Современная этнопсихология и этнография подтверждают, что все естественные детские объединения в истории культуры складывались именно как разновозрастные. Взаимодействие разных по возрасту детей имеет огромное социально-статусное, ценностное значение. Оно дает представление о преемственности и учит ролевому распределению в обществе.

Замечание 1

Следует отметить, что школьный класс или группа в детском саду не является первичным коллективом. С точки зрения воспитания создание таких групп скорее имеет негативные последствия, поскольку требует в искусственно созданной группе естественной организации нескольких первичных коллективов.

Общий коллектив складывается из совокупности первичных коллективов. Первичный коллектив не может выполнять свои воспитательные функции, если он не является частью общего коллектива.

Для функционирования общего коллектива нужны педагогические меры. Для того, чтобы жизнь общего коллектива воспринималась воспитанниками как личностно значимая, чтобы они активно в ней участвовали, необходимо организовать специальные формы взаимодействия.

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив - это органическая составляющая формальной структуры воспитательного коллектива.

Он включает не только профессиональных педагогов, но и родителей.

Для правильного формирования коллектива педагогов и их эффективного взаимодействия необходимо выполнение определенных условий:

  • единая педагогическая позиция;
  • разнообразие творческих интересов, способностей педагогов;
  • культура общения педагогов, гуманизм их взаимных отношений и отношений к воспитанникам.

Единство педагогов в коллективе не исключает для каждого из них права на индивидуальность. Педагогический коллектив должен состаять из педагогов с разными характерами. Очень важно для педагогического коллектива взаимодействие разных поколений воспитателей.

Дата последнего обновления статьи: 29.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot