Классификации форм внеучебной деятельности
Во внеучебной работе могут использоваться самые разнообразные формы организации учеников.
По степени пригодности тех или других форм для решения различных воспитательных задач, их можно разделить на общие и универсальные, получающие определённую направленность в зависимости от целей и содержания (к примеру, конкурсы, лекции, вечера).
Выделяют также специальные, которые отражают специфику только одного конкретного направления воспитательной работы и его задач (к примеру, трудового, патриотического, эстетического, нравственного, экологического воспитания). Существует также классификация, учитывающая массовость школьников. Здесь, соответственно, выделяются формы:
- используемые лишь в одном классе (дискуссия, этическая беседа, экскурсия);
- применяемые сразу в нескольких классах (утренники, вечера, встречи, диспуты, лекции и отчеты и др.);
- при которых задействована вся школа (общешкольные фестивали, праздники, смотры и др.);
- массовые - это межшкольные, городские, районные, областные (разнообразные игры, смотры и др.).
Имеются формы, при которых учащиеся относительно мало активны. Их основной деятельностью при таких формах являются обсуждение, восприятие, понимание, сопереживание, размышление. К таким формам относятся лекции, доклады, экскурсии, встречи, посещение выставок, театра, кино, выступлений.
Другие формы наоборот требуют активной деятельности учащихся на разных этапах подготовки мероприятия и его проведения: олимпиады, кружки, диспуты, конкурсы, выставки, тематические вечера, школьные музеи, газеты, устные журналы и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что классификация форм внеучебной работы вызывает определенные затруднения, так как существует и используется действительно большое количество различных форм внеучебной деятельности.
Кружковая работа как одна из форм внеучебной работы
В школе широко применяется кружковая работа, которую организует учитель по собственному предмету. В предметных кружках, к примеру, по истории, математике, литературе, технологии принимают участие учащиеся нескольких смежных (либо параллельных) классов. Танцевальным, драматическим кружками, кружками резьбы по дереву, радио, фото, кинолюбителей руководят обычно специально приглашенные для этого педагоги. Такие кружки могут вести и учителя школы, если их интересует данная область, и они любят этим заниматься.
Кружки носят различные названия: секция, общество (к примеру, общество "Юный химик"), клуб (к примеру, "Клуб историков") и др.
Работа в кружках создает возможность для воплощения тесной связи между учащимися разных классов, помогает в их общении друг с другом, так как эта работа протекает в подходящей психологической обстановке, которая возникает на основе целостности интересов и духовных потребностей детей.
В школах нередко ведутся лекции по различным общеполитическим вопросам и международному положению, а также по отдельным вопросам науки, техники, искусства. Лекторий подразумевает чтение цикла лекций, имеющих определённую тематическую направленность, к примеру, по литературе, искусству, научным достижениям.
Тематические утренники и вечера имеют, в первую очередь, познавательную направленность и посвящаются конкретной теме. Чаще всего они проводятся для нескольких классов, при этом подготовка к ним делится между всеми классами - участниками утренника или вечера.
Широкое распространение получили вечера вопросов и ответов на определённые темы, чаще всего на тему морали. При их организации принципиально принять от учащихся заранее вопросы.
Проводятся также торжественные вечера, в подготовке которых участвует большое количество учащихся. Такие вечера обычно включают в себя и художественную самодеятельность, аттракционы.
Часто в школе проводятся встречи с приглашенными гостями. Эти встречи могут органично совмещаться с праздничными либо тематическими утренниками и вечерами.
Но могут быть и встречи, имеющие особую воспитательную цель, к примеру, встреча с представителями различных специальностей в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути. Особую значимость такие встречи приобретают, когда дети сами приглашают и организуют встречу с гостем.
Состязательные формы внеучебной деятельности
Различного вида конкурсы, турниры, фестивали, смотры привносят в школу дух состязания. Такие состязания ведутся в области спорта и по отдельным учебным предметам, а также в области трудовых достижений.
Само собой, проведение таких состязаний и смотров наступает с отбора, проводимого по классам или по параллелям.
Предметные олимпиады служат очень значимым средством становления интереса к познаниям.
Состязания, смотры и олимпиады часто ведутся для всех школ региона и заканчиваются городскими, республиканскими либо областными состязаниями и смотрами.
Школы проводят экскурсии (в природу, в музеи, на производство). При условии тщательной подготовки, экскурсии имеют огромное воспитательное и образовательное значение.
В школе постоянно выпускаются разнообразные стенные газеты: классные, общешкольные, газеты органов отдельных кружков и обществ. Газеты освещают текущую жизнь класса, школы, интересные находки кружка. Работа по выпуску газет объединяет детей, пробующих свое перо в написании очерков и стихов. Школьные стенгазеты - очень эффективное средство многопланового становления учащихся.
Одной из самых увлекательных форм, используемых в школе, считается диспут либо дискуссия. Условием успешности его проведения является отбор по-настоящему интересной или волнующей детей темы либо проблемы, а также подготовленность преподавателей к тому, чтобы тактично помочь учащимся в его подготовке и проведении. Важность диспута - в искренности, свободном обмене мнений, выражении собственных идей и суждений.
Воспитательные формы внеучебной деятельности
В области трудового воспитания особыми формами общественно полезного труда, организуемого во внеурочное время, считаются уборка класса, школы, школьного двора; оформление кабинетов, содействие школьной библиотеке; сбор металлолома, макулатуры; работа на пришкольном участке, озеленение школы, двора, территории микрорайона и др.
Этическая беседа как одна из основных форм нравственного воспитания проводится классным руководителем. В целях нравственного воспитания широко применяется и большая часть из вышеназванных форм (лекции, тематические вечера, встречи, работа с книгой и др.).
В области эстетического воспитания наиболее популярными формами коллективного приобщения воспитанников к искусству считаются посещение театров, кино, выставок и музеев изобразительного искусства, а также организация концертов, просмотры фильмов либо прослушивание музыкальных записей в самой школе. Личная функциональная активность в области искусства осуществляется через занятия детей в разных кружках и студиях.
В последние годы, в связи с укреплением материальной базы школы, в школах формируются компьютерные кружки и секции.
Огромное внимание уделяется в настоящее время всем формам внеучебной физкультурно-спортивной работы, начиная от коллективных выходов всем классом на каток, походов на лыжах, игр на свежем и заканчивая вовлечением учащихся в спортивные секции, работающих при школах.