Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

Все предметы / Психология / Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

Сущность понятия «творческое мышление»

Определение 1

Творческое мышление – это один из видов мышления, который характеризуется созданием субъективно нового продукта.

В процессе создания этого нового продукта в самой познавательной деятельности формируются новообразования по его созданию, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление в познании играет огромную роль, расширяя его границы и, давая возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Информация, содержащаяся в ощущениях и восприятиях, перерабатывается мышлением, а переработанные результаты применяются на практике.

Замечание 1

Творчество является процессом, в ходе которого создаются новые материальные и духовные ценности. Оно направлено на удовлетворение потребностей и на решение проблем. Отличительной особенностью творчества является уникальность его результатов.

В творческий процесс автор, кроме труда, вкладывает какие-то свои возможности и в конечном результате выражает те или иные аспекты своей личности, что придает продукту творчества дополнительную ценность.

В процессе творчества рождается то новое, что ранее никогда не существовало.

Творческое мышление имеет свои особенности, которые были выделены одним из первых его исследователей Дж. Гилфордом. К ним относятся:

  • оригинальность,
  • необычность идей,
  • способность видеть объект под разным углом (семантическая гибкость),
  • способность изменять восприятие объекта (образная гибкость).

Творческий процесс Г. Уоллес разграничил на 4 стадии:

  • стадия подготовки, связанная с формулировкой задач и попыткой их решения;
  • стадия инкубации или временное отвлечение от задачи;
  • стадия озарения, в ходе которого появляется интуитивное решение;
  • стадия проверки – испытание или реализация решения.

В основе творческого мышления, отличающегося оригинальностью, гибкостью и образностью, лежит синтез логического мышления и воображения. Это взаимодополняющие процессы, но на разных этапах творческого процесса их роль неодинакова.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Творческое мышление развивается в процессе обучения и воспитания, в процессе взаимодействия с миром.

Поиском ответа, что мешает проявлению творческих способностей, занимались Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон, определившие, что причина кроется не только в недостаточном развитии определенных способностей, но и в наличии определенных личностных черт, таких как конформизм, внутренняя цензура, чрезмерно высокая мотивация.

Для творческой личности характерными являются такие качества как:независимость, открытость ума, высокая толерантность к неопределенным ситуациям, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

В развитии творческого мышления важными являются следующие факторы: дивергентное мышление, способность к риску, быстрота мышления и его гибкость, способность выдвигать оригинальные новые идеи, богатое воображение, эстетические ценности, развитая интуиция.

Творческая личность всегда является яркой оригинальностью.

Развитие творческого мышления студента

Замечание 3

Творческий процесс – это качественный переход от известного к неизвестному, который осуществляется через различные формы поисковой деятельности.

Развитию творческого мышления и креативности способствуют условия, выделенные Е.П. Торренсом – это наличие творческих способностей и умений, наличие творческой мотивации.

Существует ряд условий, которые способствуют развитию творческого мышления:

  • ситуация открытости или незавершенности;
  • разработка приемов и стратегий для последующей деятельности;
  • ответственность и независимость;
  • самостоятельность разработок, наблюдений, чувств, обобщений.

В вузовском обучении задачи, способствующие развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления, практически отсутствуют. Преобладающими являются задания алгоритмического типа с однозначным ответом. Имея необходимые знания, гибкость и глубину мышления, критичность, студенты не всегда могут решать нетипичные задачи - из-за наличия определенного стереотипа они пытаются все задачи решать с помощью заданных схем.

С развитием творческого мышления у студентов вырабатываются компетентность, эмпатия, умение устанавливать контакты, разрешать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные выходы.

Раскрыть творческий потенциал может внеучебная деятельность, привлечение студентов к участию в соревнованиях, фестивалях, концертах, что помогает адаптироваться в разных условиях и раскрыть свои ресурсы.

Проведенные исследования показали, что в ходе внеучебной деятельности студенты борются со своими комплексами и недостатками. Внеучебная деятельность дает студенту возможность заниматься в интересующей его области, а это значит, что появляется возможность совершенствования своих знаний, умений, навыков, совершенствования своих способностей.

Сдерживает развитие творческого мышления и то, что требуется усвоение большого количества фактов, которые завтра окажутся бесполезными. Это говорит о том, что взгляд на современное обучение, в основе которого лежит запоминание и воспроизведение, необходимо преодолевать.

Творческое мышление студентов стимулируют интеллектуальные задачи, приводящие в движение познавательные ресурсы и формирующие исследовательский стиль умственной деятельности. Интеллектуальные задачи моделируют процесс творческого мышления и являются действенным средством его формирования у студентов.

Ориентация учебного заведения на личность студента является ещё одной очень важной предпосылкой к развитию творческого мышления. Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса дает огромные возможности для формирования творческо-поисковой позиции.

Методы формирования профессионально-творческого мышления

Для формирования профессионально-творческого мышления применяют группы методов, классифицированные по следующим критериям:

  • По способу организации учебной деятельности: структурно-логические методы, тренинговые методы по отработке учебно-познавательных действий решения типовых задач в процессе обучения, игровые методы, среди которых деловые игры, дискуссии, профессиональные бои;
  • По формирующей направленности: методы развития опыта творческой деятельности, методы эмоционального воздействия, методы формирования готовности памяти.

На проявление и развитие творческих способностей, считает С.Д. Смирнов, отрицательно влияют ситуативные и личностные факторы.

К ситуативным факторам он относит лимит времени, состояние повышенной тревожности, поиск быстрого решения, фиксированную установку на конкретный способ решения, неверный путь решения, неуверенность в собственных силах.

Для снижения подавляющего эффекта, С.Д. Смирнов предлагает развивать воображение, склонность к фантазированию, формировать уверенность в своих силах, одобрять самостоятельный выбор целей, не допускать конформности мышления.

Кроме этого, важно формировать чувствительность к противоречиям, использовать задачи открытого типа, предполагающие несколько вариантов решения, привлекать студентов к исследовательской деятельности, применять проблемные методы обучения, опираться на положительные эмоции, стремиться быть самим собой.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис