Понятие содержания образования
Содержание образования – это ответ на вопрос: «Чему учить?».
У В.П.Тихомирова есть высказывание, которое помогает понять, что такое содержание образования и где его место в современной образовательной структуре:
«Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог».
Традиционное определение, принятое в педагогике звучит следующим образом.
Содержание образования - педагогически адаптированная система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся, ориентированная на реализацию образовательных функций.
В таком определении заключается знаниево-ориентированный подход к содержанию образования. Здесь в центре внимания находятся знания, определяемые как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе, знания приоритетны перед формированием творческой, самостоятельно мыслящей личности.
На сегодняшний день все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Ориентируясь на это определение, учащиеся должны в результате обучения не только овладеть определенными знаниями, но и сформировать ценностно-значимые запросы и намерения. Приобрести такие личностные качества, как ответственность за свои деяния и бездействие, за судьбу общества и своей страны, нетерпимость к несправедливости и бездушию, толерантность. Содержание образования при таком подходе - это адаптированный и структурный социальный опыт, состоящий из четырех важных частей:
- познавательной деятельности и ее результатов в виде знаний;
- осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу;
- творческой деятельности (умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях);
- осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные ориентации).
Следует отметить, что все части содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно в этом состоит успех образования, достижение им основных целей: обучения, воспитания и развития.
Схематично структура содержания образования представлена на рисунке 1.
Рис.1
Закон «Об образовании в РФ» в части содержания образования
Содержание образования регламентируется законом «Об образовании в Российской Федерации. Именно оно обеспечивает экономическое и социальное развитие общества. От содержания образования зависит не только развитие общества в целом, но и развитие личности, как части этого общества. Как следствие рост уровня развития государства.
Содержание образования должно отвечать мировому уровню культуры.
В процессе обучения у человека должна складываться полноценная картина мира, соответствующая пройденному этапу обучения. На каждом уровне это представление о мире будет свое, но оно должно дополняться и расширяться новыми знаниями на последующих этапах.
Содержание образовательного процесса должно быть таким, чтобы личность максимально могла интегрироваться в национальную и мировую культуру. Цель образования побудить человека совершенствовать себя и общество, в котором он живет. Формирование духовно-нравственной составляющей человеческого индивида так же является задачей образования и находит отражение в его содержательной части.
Наше общество и государство нацелено на экономическое развитие, а соответственно требуются высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить экономический рост государства. Именно на формирование такого кадрового состава ориентируется образование. Главная цель профессионального образования не зависимо от уровня – обеспечение возможности получения учащимися профессиональных навыков и соответствующей квалификации.
Содержательная часть образования должна развивать морально-нравственные качества человека: взаимопонимание, стремление к сотрудничеству между людьми и народами различных рас, национальностей, этносов, религий и социального статуса. Содержание образование не должно ограничивать человека в своде выбора и мнений.
Роль образовательных программ в определении содержания образования
В образовательных учреждениях содержание образования определяется образовательной программой. Программа утверждается и реализуется этим образовательным учреждением самостоятельно. Основой конкретных образовательных программ являются соответствующие примерные основные образовательные программы.
При отборе содержания образования, для избегания ошибок и перегибов стандартом образования предусмотрено:
- определение ядра образования, обязательного для всех образовательных учреждений определенного типа;
- усиление значимости гуманитарного содержания образования;
- сохранение внимания к естественно-математическим дисциплинам;
- развитие – цель образования;
- ориентированность содержания образования на общечеловеческие ценности и нормы.
Особая роль в последнее время отводится слиянию (конвергенции) различных дисциплин в образовательном процессе и в содержании образования. Должен быть найден здоровый баланс между различными учебными дисциплинами. В последнее время в современном образовании делался упор на изучение гуманитарных наук, при этом очень сильно пострадал уровень знаний в области математики и естественных наук.
Требования к содержанию образования
Формирование содержания образования в соответствии с вышеизложенной теорией должно удовлетворять следующим критериям:
- соответствие социальному общественному заказу;
- соответствие потребностям обучаемых;
- соответствие критериям отбора.