Традиционные методы обучения – это методы, выработанные в многовековой педагогической практике и сохранившие до настоящего времени свою актуальность, являющиеся основой процесса обучения.
Цель традиционных методов обучения – передача учащимся новых знаний и информации по конкретной дисциплине.
Словесные методы обучения
Словесные методы – это методы, позволяющие передать большой объем информации в максимально короткие сроки, поставить перед учащимися научную проблему и указать возможные пути ее решения.
Посредством слова педагог может вызвать у учащихся в воображении яркие картины и представление об объектах, явлениях, деятельности.
К словесным методам относятся:
Рассказ.
Рассказ – устное изложение учебной информации в повествовательной форме.
Данный метод активно используется педагогами на всех этапах обучения, изменению подвергается лишь характер, объем и продолжительность рассказа. Рассказ должен излагаться понятным и доступным языком, иметь конкретную цель, логику изложения и эмоциональную окраску.
Объяснение.
Объяснение – словесное толкование закономерностей и свойств изучаемого объекта, явлений, понятий или действий.
Объяснение, по своей сути – это монолог педагога перед учащимися. Объяснение должно иметь точную и четкую формулировку задач, последовательно раскрывать тему, содержать аргументации, доказательства, сопоставления, аналогии и примеры.
Беседа.
Беседа – метод, основанный на диалоге между педагогом и учащимися, по заранее продуманному плану, составленным наводящим вопросам и иметь направленность на овладение учащимися нового учебного материала или повторение уже изученного.
Беседа является одни из наиболее старых методов обучения, предложен был еще Сократом. В настоящее время различают несколько видов обучающих бесед.
Наибольшей популярностью пользуется эвристическая беседа. Суть эвристической беседы заключается в том, что педагог опирается на имеющиеся у учащихся знания, умения, навыки и практический опыт, постепенно подводит их к пониманию и усвоению новой учебной информации, правил и выводов.
Сообщающая беседа используется педагогом в том случае, если необходимо сообщить учащимся новые знания.
Вводная или вступительная беседа – предшествует изучению нового учебного материала. Цель ее состоит в том, чтобы подготовить учащихся к познанию нового.
Закрепляющая беседа – используется педагогом после того как была изучена новая тема и направлена на закрепление полученных знаний.
Успешность проведения беседы во многом зависит от соблюдения педагогом правил ее организации и проведения, четкости и содержательности наводящих вопросов, побудительном содержании, логики протекания.
ётельности, умения аргументировать, доказывать и оппонировать.
Лекция.
Лекция – способ, основанный на монологическом изложении большого объема учебной информации.
Лекция, как метод обучения чаще всего используется в старших классах и ВУЗах, так как учащиеся уже представляют собой сформировавшиеся личности, имеющие направленность на получение определенных знаний. По продолжительности лекции занимают все урочное время.
Работа с книгой или учебником.
Работа с книгой или учебником – один из важнейших методов обучения, предполагающих работу учащегося с носителем информации как самостоятельно, так и под руководством педагога.
Работа с учебником или книгой предполагает овладение учащимися рядом приемов, таких как реферирование, конспектирование, тезирование, цитирование и т.п.
Наглядные методы обучения
Наглядные методы обучения – это методы, направленные на подачу педагогом учебной информации с использованием наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы используются совместно со словесными и практическими методами. При использовании наглядностей педагогу необходимо помнить, что они метод обучения, который должен способствовать повышению эффективности обучения, а не отвлекать учащихся от усвоения учебной информации. То есть, наличие наглядностей должно быть в меру.
Наглядные методы обучения делятся на две основные группы:
- Метод иллюстраций – предусматривает использование иллюстративных наглядных пособий (плакаты, карты, таблицы, диаграммы, рисунки и т.д.)
- Метод демонстраций – предполагает демонстрацию макетов, приборов, опытов, технических средств и т.д.
Практические методы обучения
Практические методы обучения основаны на осуществлении учащимися практической деятельности, направленной на формирование умений, навыков и практического опыта.
К практическим методам относятся:
- Упражнения – это многократное повторения практического или умственного действия, с целью его закрепления и совершенствования. Выделяют устные, письменные, графические и учебно-трудовые виды упражнений. Любое упражнение направлено на совершение учащимися умственной и практической работы.
- Лабораторные работы – это самостоятельное проведение учащимися опытов, с использованием специальных приборов, инструментов и иных технических приспособлений, с целью выявления закономерностей или явлений. Лабораторные работы проводятся по заданию педагога и по заранее составленному им алгоритму. Лабораторные работы по своему характеру могут быть исследовательские или иллюстративные.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами учебного заведения (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.