Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
Интерес по своей сущности следует рассматривать как:
- избирательную тенденцию психических процессов человека на объекты и действия окружающего мира;
- желание, потребность человека заниматься определенной сферой деятельности, которая приносит удовлетворение;
- сильный побудитель активности человека, под воздействием которого все психические процессы проходят особо интенсивно и напряженно, а работа становится интересной и продуктивной;
- специальное избирательное отношение к находящемуся вокруг миру, к его объектам, действиям, процессам.
В школе объектом познавательного интереса учащихся считается содержание учебных предметов, овладение которыми составляет главное назначение учебной деятельности.
В сферу познавательного интереса входят не только приобретаемые детьми знания, но и сам ход овладения ими, процесс учения в целом, позволяющий использовать необходимые методы и приемы поступательного формирования и развития познавательного интереса.
Значение его для личности состоит в том, что познавательная работа в конкретной предметной области под воздействием интереса к ней активизирует психические процессы, содействует общему эмоциональному подъёму. Кроме того, человек проявляет энергичный поиск, догадку, исследовательский поиск, готовность к решению задачи. Эмоциональные критерии проявляются в удивлениях и впечатлениях, чувстве ожидания нового, интеллектуальной радости, чувстве успеха.
Интеллектуальная, волевая и эмоциональные стороны познавательного интереса не составляют отдельные его части, а представляют собой единое целое.
Познавательный интерес – явление разностороннее, в следствии этого на процесс обучения и воспитания ему предоставляется возможность влиять в самых разных аспектах.
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Любопытство, любознательность, готовность к познавательной деятельности, так называемая жажда знаний, творческий интерес – все это отражения познавательного интереса на разных стадиях. Формирование его необыкновенно благоприятно сказывается на всестороннем развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересам работе, которая благодаря крепким внутренним побуждениям увеличивает интенсивность всех психических процессов и характеристик: мышления, фантазии, памяти, воли, впечатлений. В свою очередь, сама деятельность, согретая готовностью познания, заряженная идеей и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это усиливает чувства самостоятельности школьника, неизмеримо увеличивает удельный вес его участия в коллективе сверстников и значение его личности в глазах взрослых.
У детей одного и того же возраста, обучающихся в одном классе, познавательный интерес может иметь неодинаковый уровень формирования, различный характер проявления, обусловленный особенностями личностного развития.
На простом уровне познавательный интерес можно считать открытым к новым фактам, интересным действиям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке, а также в элементарной смене обстановки.
Более высоким уровнем считается интерес к познанию особых параметров предметов либо явлений, стремление понять их сущность. Данный уровень требует поиска, предположения, интенсивного оперирования имеющимися знаниями, обретенными умениями и навыками.
Еще более высокий уровень отражает интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению совокупных основ явлений, действующих в разных условиях. Данный уровень может быть связан с деталями исследовательской творческой работы, с приобретением новых и совершенствованием старых методов учения.
Интерес постепенно может стать стабильным, устойчивым к какой-либо области предметов. Это дает возможность учителю опираться на имеющиеся склонности учеников, применять их активность, со временем усиливать и развивать познавательные качества. В тех случаях, когда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, ребенок может учиться с желанием. Данный уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в знаниях.
Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он чрезвычайно индивидуален и складывается под воздействием большого количества факторов. При этом особенно важна осознанность познавательного интереса. Понимание мотива практически постоянно связано с более сильными воздействиями его на деятельность. Неосознанный же интерес также функционирует, но им сложнее управлять.
Значение познавательного интереса
Многолетний практический опыт в области педагогики показывает, что познавательный интерес представляет собой весомый и эффективный критерий построения учебного процесса в целом.
Ян Амос Коменский, создатель классно-урочной системы, считал интерес одним из основных путей успешного хода обучения. Ж.-Ж. Руссо, делая упор на конкретный интерес ученика к находящимся вокруг него предметам и явлениям, пробовал строить легкодоступное и приятное для ребенка обучение. К. Д. Ушинский в познавательном интересе видел основной внутренний стимул для успешного учения. И. Ф. Гербарт, признавая интерес важнейшим личностным качеством, призывал учителей строить процесс обучения именно с его учетом.
Истоки интереса лежат в социальной жизни, так как в нем выражено согласие справедливого и субъективного.
Психологи считают, что при помощи интереса инсталлируются взаимосвязи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из беспристрастной реальности.
Исследования отечественных специалистов по психологии говорят, что формирование интереса – не закрытый внутри себя автономный процесс. Оно обусловлено общественным окружением, сферой и характером работы не только самого человека, но и людей, находящихся рядом в процессе обучения и воспитания, которые составляют целостный коллектив, располагающий специальными стимулами возбуждения интереса.
Прогрессивная педагогика сегодня видит в познавательном интересе большие возможности и для обучения, и для воспитания, и для развития личности ученика в целом.