Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемный метод в обучении

Определение 1

Проблемный метод обучения – это совокупность методов, приемов и действий, которые направлены на повышение эффективности усвоения знаний и умений учащимися через их активную мыслительную деятельность, содержащую установку на решение разнообразных продуктивно-познавательных задач и упражнений, включающих в себя учебные и реальные противоречия, способствующие успешной реализации образовательных целей.

Сущность проблемного метода обучения

Сущность проблемного метода обучения состоит в том, что в его основе заложена определенная проблемная ситуация или задача, решение которой направлено на овладение учащимися навыков нахождения наиболее оптимального решения для выхода из таких ситуаций. Как показывает практика, использование проблемного метода обучения вызывает у учащихся повышение интереса к учебному процессу. Решение проблемной ситуации, обуславливает включенность в ход урока.

Замечание 1

Проблемный метод обучения предусматривает получение учащимися не готовых знаний, а их самостоятельный поиск и усвоение, на основании имеющихся знаний и умений, в ходе разрешения проблемной ситуации.

Важным моментом является то, что решение проблемной ситуации, способствует не только укреплению и углублению знаний учащихся, но и их самостоятельному выявлению имеющихся пробелов в собственных знаниях и умениях. Осознание недостаточности собственных знаний побуждает учащихся к поиску новых, а поиск, в свою очередь, - это одно из важнейших условий творческого мышления.

Основные образовательные цели, которые помогает достичь проблемный метод обучения:

  1. Формирование у учащихся необходимого объема ЗУН
  2. Развитие у учащихся творческого мышления, навыков самообучения и самоконтроля.
  3. Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Несмотря на все преимущества проблемного метода обучения, имеется ряд недостатков:

«Проблемный метод в обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • данный метод не подходит для формирования навыков практической деятельности;
  • для успешного усвоения требуется значительно больше времени, чем при использовании иных методов обучения;
  • использование метода допустимо только на основании материала, который допускает неоднозначные решения, суждения, идеи, мнения и т.д.;
  • метод эффективен только тогда, когда у учащихся имеется определенная образовательная база.
Замечание 2

Несмотря на имеющиеся недостатки, проблемный метод обучения достаточно прочно вошел в систему отечественного образования как один из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Способы создания и возможности использования проблемного метода в обучении

Организация проблемного метода обучения основано на умении педагога создавать интересные и необычные проблемные ситуации, требующие творческого и креативного подхода к их решению.

Основную сложность метода составляет – создание правильной проблемной ситуации:

  • она должна быть доступна детям в соответствии с их возрастом и уровнем развития;
  • она не должна разрешаться с помощью имеющихся у учащихся знаний и умений, она должна побуждать к выдвижению разнообразных идей и поиск новой учебной информации;
  • ситуация должна быть противоречивой;
  • ситуация должна быть интересна и привлекательна для детей.

В современной методике принято выделять два основных способа создания проблемной ситуации, в зависимости от того какие чувства она вызывает у детей: с удивлением и с затруднением.

Проблемные ситуации с удивлением:

  1. Педагог представляет учащимся одновременно противоречивые факты и теории по конкретной теме.
  2. Педагог задает такую проблемную ситуацию, при решении которых у учащихся возникают противоречивые точки зрения, различные мнения и идеи.
  3. Педагог задает такую проблемную ситуацию или задание, которое содержит ошибку, недостаточную или избыточную информацию, противоречивые данные.
  4. Предложенную педагогом ситуацию нужно рассмотреть с разных позиций и точек зрения.

Проблемные ситуации с затруднением:

  1. Педагог задает задание, которое отличается от тех, что учащиеся решали ранее.
  2. Педагогом предлагается практическая жизненная ситуация, для решения которой у детей недостаточно знаний и умений.

Классификация методов проблемного обучения

В организации образовательного процесса используются следующие виды проблемных методов обучения:

  1. Эвристический или частично-поисковый – педагог представляет учащимся определенную проблемную ситуацию, затем посредством постановки наводящих вопросов вовлекает учащихся в обсуждении. Решение проблемы осуществляется учащимися совместно с педагогом. Данные методы являются наиболее действенными при организации учебных занятий, особенно в начальных классах, где только начинают использовать проблемное обучение.
  2. Репродуктивный метод – каждое учебное занятие строится на основании образца. Изначально педагог приводит учащимся примеры проблемных ситуаций, находит и указывает на противоречия, затем показывает последовательность и логику решения. Далее он предлагает учащимся самостоятельно разрешить аналогичную проблемную ситуацию по показанному алгоритму.
  3. Метод проблемного изложения – является одним из наиболее пассивных методов обучения. Основная роль в учебном процессе отводится педагогу: он ставит проблему, находит и указывает противоречия, организует поиск решения, доказывает правильность своего решения. Учащиеся в данном случае выполняют роль наблюдателей. Этот метод используется для ознакомления с новой сложной темой, в процессе которого педагог демонстрирует учащимся последовательность рассуждений, логичность изложения материла и общий ход анализа.
  4. Исследовательский метод – один из самых сложных методов проблемного обучения. Основной задачей педагога является постановка проблемной ситуация. Все остальное: нахождение противоречий, формулировка проблемы, поиск способов и приемов решения является задачей учащихся.
Замечание 3

Организация образовательного процесса по методу проблемного обучения достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Учащиеся лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Дата последнего обновления статьи: 25.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot