Стадии учебно-познавательной деятельности
Для организации учебно-познавательной деятельности учащихся огромное значение имеет следующее положение: овладение изучаемым материалом, хоть и проходящее под руководством учителя, представляет собой типичный процесс автономного открытия воспитанником познаний, уже имеющихся в научной среде.
Учение требует определенного воспроизведения познаний, но лишь в сжатом виде, тех мыслительных и практических операций, какие когда-либо уже совершались в процессе научного исследования каких-либо предметов или явлений. С данной точки зрения, этот процесс включает три взаимосвязанные между собой стадии:
- на первой стадии происходит восприятие, понимание и запоминание изучаемого материала, т. е. усвоение теоретических познаний.
- на второй стадии проистекает выработка умений и навыков для использования познаний на практике, что требует организации особых тренировочных упражнений.
- третья стадия связана с предстоящим возобновлением, углублением, и закреплением познаний по изучаемому материалу, а также совершенствованием практических умений и навыков.
Овладение учебным материалом – воплощение совершенного цикла учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее понимание, запоминание, упражнение в использовании усвоенных знаний на практике и возобновление с целью углубления и наиболее прочного усвоения познаний, умений и навыков.
Восприятие нового материала
Усвоение нового материала начинается с восприятия изучаемого материала. Суть восприятия можно охарактеризовать так: учащиеся при помощи органов чувств воспринимают внешние особенности, характеристики и признаки изучаемых явлений и предметов.
Результатом восприятия является формирование представлений, составляющих низшую форму познаний. Представление – это сохранение в сознании учащегося внешних образов воспринятых им явлений и предметов.
Представления считаются низшей формой познания потому, что в них фиксируются лишь внешние характеристики явлений и предметов, но их суть не раскрывается.
В научном познании, так же, как и в обучении нужно раскрывать суть явлений и предметов. Еще в Древней Греции Аристотель писал, что научное познание коренным образом отличается от восприятия и представления. От восприятия тем, что его предмет - необходимое и всеобщее, а не случайное и единичное, а от представления тем, что его суждение всегда истинно.
Что же такое понимание как познавательное действие? В словаре русского языка сказано, что осознать что-либо – значит понять, раскрыть его смысл, значение.
Осмысление как познавательное действие – это мысленное понимание обстоятельств и следствий, которые заключены в изучаемых явлениях и предметах, выяснение сущности явлений и формирование на этой основе разных теоретических обобщений.
Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:
- анализ воспринятых внешних признаков и свойств изучаемых явлений и предметов;
- логическую сортировку свойств и признаков изучаемых явлений и предметов и выделение из них наиболее общих и существенных для всех подобного рода явлений и предметов;
- мысленное понимание сущности изучаемых явлений и предметов и формулировка теоретических понятий и выводов;
- проверку обоснованности и истинности выведенных теоретических понятий.
Запоминание изучаемого материала
Не следует думать, что овладение теоретическим материалом сводится лишь к его пониманию и формированию понятий. Часто случается, например, такое, что учащийся как будто все понимает, если на вопросы по изучаемой теме отвечает кто-то другой, но самостоятельно воспроизвести ее содержание не может. Следовательно, мало понимать изучаемый материал, его необходимо сохранять его в памяти, уметь свободно и логично воспроизводить.
Это обусловливает огромную значимость запоминания изучаемого материала. Возникает вопрос: что же означает знать изучаемый материал?
Знать изучаемый материал – означает уметь:
- полностью и осознанно воссоздавать его;
- воспроизводить его в сокращенном виде;
- выделять в материале ключевые положения;
- объяснять суть усвоенных выводов, правил и других теоретических обобщений;
- доказывать справедливость и обоснованность теоретических положений;
- отвечать на вопросы, прямые и косвенные по изученному материалу;
- разделять материал на смысловые составляющие и составлять его план;
- объяснять усвоенные абстрактные положения фактами и примерами;
- письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;
- устанавливать связь изучаемого материала с пройденным ранее;
- использовать приобретенные познания на практике, то есть решать примеры и задачи, выполнять практические задания, составлять разные схемы;
- переносить усвоенные познания на разъяснение других фактов и явлений;
- отделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, формулировать свое отношение к ним.
Обычно запоминание осуществляется методом возобновления изучаемого материала. Повторение может быть двух видов - функциональным и пассивным. Функциональное повторение заключается в том, что ученик самостоятельно, без восприятия впечатлений от внешнего мира, воссоздаёт в себе следы ранее воспринятых представлений. Пассивное повторение заключается в тои, учащийся снова воспринимает то, что уже воспринимал прежде. Функциональное повторение более эффективно, в отличие от пассивного, и способные ученики интуитивно предпочитают его: прочитав материал, они закрывают книгу и пытаются повторить его по памяти.
Самым лучшим методом запоминания материала считается его функциональное воспроизведение: пересказ про себя или вслух, составление плана прочитанного, устные ответы на вопросы учебника, письменное или устное составление тезисов. В таком случае, когда после осмысления нового учебного материала учащийся приступает к его усвоению, ему следует внимательно прочитать его по учебнику, отметив в нем основные мысли, а затем, воспользовавшись указанными выше приемами, приступить к его функциональному воссозданию.
Для успешного овладения изучаемым материалом большое значение имеют также его временные рамки.
С данной точки зрения выделяются концентрированное запоминание, выполняющееся сразу, и рассредоточенное запоминание, при котором усвоение нового материала проходит в несколько этапов и рассредоточивается во времени. При концентрированном запоминании знания переходят в кратковременную память и быстро забываются. При рассредоточенном запоминании познания переводятся в долговременную память. Вот почему в процессе обучения следует рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.
Следующей стадией в процессе овладения новым материалом является организация упражнений по использованию познаний на практике и выработке соответственных умений и навыков. Большая значимость данной стадии обусловливается тем, что выработка практических умений и навыков способствует наиболее глубокому осмыслению нового материала, развитию творческих возможностей и сообразительности. На последнем этапе происходит обобщение и классификация материала для более прочного усовершенствования познаний, практических умений и навыков.
Эта стадия овладения новым материалом чрезвычайна сложна. На этой стадии овладение познаниями не сводится к одному познавательному акту, искомое не раскрывается сходу во всем своем многообразии, а требует от учащихся дальнейшей умственной и практической деятельности по более глубокому его усвоению.