Составляющие обучения
Обучение - сложный и многогранный, специально организуемый процесс, представляющий собой процесс познания, который управляется педагогом. В этом процессе направляющая роль педагога помогает полноценному усвоению учебного материала и развивает умственные и творческие способности учащихся. Педагоги дают информации необходимое направление, формируют мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы. Именно поэтому обучение, как правило, носит и воспитательный характер.
Процесс обучения имеет два основных направления (Рис.1):
- взаимодействие между педагогом и учеником, результатом которого является формирование у обучаемого определенных знаний, умений и навыков, основанных на личной активности;
- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся для получения знаний, умений и навыков, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических устоев.
Рис. 1
Обучение требует совместной деятельности преподавателя и обучаемых, их взаимодействия. При отсутствии активной деятельности учащихся по усвоению знаний, процесс обучения практически не протекает, не функционирует дидактическое взаимодействие. Поэтому в процессе обучения должно быть реализовано единство обучающихся и личного влияния педагога. Ученик должен внутренне отражать, преломлять это влияние. У ученика должны возникать самостоятельные усилия по овладению знаниями, умениями, навыками и элементами коммуникабельности.
Взаимодействие педагогов и обучаемых может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном взаимодействии совместно реализуются задачи обучения. При опосредованном взаимодействии ученики выполняют задания и инструкции, данные учителем. Процесс учения может протекать и без преподавателя, например при дистанционном обучении. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.
Целостность процесса обучения содержится в общих целях преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения. В процессе обучения задействованы процессы познавательного характера и общения преподавателя с учениками. Общение в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию учения, на формирование отношения к учебному процессу, на создание морально-психологических условий для активного учения. Увлеченное отношение к своему предмету педагога, четкость и организованность в работе, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в учебе, объективность в оценке успехов - это в значительной степени влияет на процесс усвоения. Правильное общение повышает и воспитательный эффект обучения. Если педагог ставит своей целью только управление учебной деятельностью, но не уделяет внимания стилю общения, то результат влияний оказывается недостаточным. Неэффективными усилия оказываются, если при благоприятном общении не организована учебная деятельность. При раскрытии сущности обучения важно видеть единство познания и общения.
Базисом обучения служат:
- знания, отражающие в сознании человека объективную действительность в виде фактов, понятий и законов;
- умения, дающие возможность сознательного и самостоятельного выполнения практических и теоретических действий, основываясь на усвоенных знаниях и жизненном опыте;
- навыки, которые не контролируются сознанием действия и бывают:
- сенсорные,
- двигательные,
- интеллектуальные,
- прочие навыки.
Результатом обучения становиться образование, то есть формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.
Структура обучения
Содержание обучения имеет несколько структурных вариантов. По сути это различные элементы знаний, соединяющиеся по-разному между собой. Существует несколько основных структур образовательного процесса и множество их вариаций:
- линейная структура, образующаяся из отдельных частей учебного материала и представляющая собой непрерывную цепь звеньев, которые последовательно прорабатываются;
- концентрическая структура, которая предполагает цикличное возвращение к изучаемому материалу с поэтапным расширением его содержания;
- спиральная система, предполагает формулировку вопроса или проблемы и расширение, и углубление знаний данного вопроса;
- смешанная система, фактически является сложной комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.
На этапе выбора структуры содержания обучения важно определить:
- цель обучения,
- требования к уровню обучения,
- особенности изучаемого материала,
- индивидуальные особенности обучаемых.
Обучение имеет свои отличительные характеристики:
- овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- усвоение общих способов действий и научных понятий;
- личностные изменения в человеке;
- изменение психологических свойств и поведения обучаемого.
Обучение состоит из множества компонентов, например:
- побудительный компонент, включающий познавательные потребности и основывающиеся на них мотивы обучения;
- программно-целевой компонент является целью учебной деятельности, ее конечным результатом.
- действенно-операционный компонент состоит из действий и операций, результатом которых становиться определенная программа.
- контрольно-регулирующий компонент.
Часто, в процессе рассуждений об обучении происходит подмена понятий: обучение, учение, научение. В связи с этим важно дать четкое определение основным понятиям в данной сфере.
Учение – специфический вид деятельность, реализация которого возможна, когда человек способен регулировать свои действия в соответствии с сознательной целью.
Научение представляет собой процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Обучение - является процессом целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, формирования знаний, умений и навыков.
Методологической основой обучения служат теория познания и отражения, диалектика, а так же системный подход, как один из методов познания действительности. Внутренним двигателем процесса обучения является противоречие между требованиями, предъявляемыми к знаниям и умениям учащихся и их реальными возможностями. Это противоречие служит источником развития процесса обучения при соответствии требований и возможностей обучаемого. Именно поэтому для успешной реализации процесса обучения требуется глубоко изучать ученика, его познавательные возможности. Обучение - это совместная, органически единая деятельность педагогов и учеников.