Наглядные методы обучения — это методы обучения, вносящие в методику преподавания разнообразие, способствующие повышению продуктивности учебного занятия, оказывающие положительное влияние на развитие наблюдательности, наглядно-образного мышления, зрительной памяти и внимания.
Наглядные методы обучения направлены на осуществление одного из дидактических принципов обучения – принципа наглядности.
Основной задачей наглядных методов обучения является наглядно-чувственное ознакомление учащихся с процессами, явлениями и предметами в их естественной среде или посредством символьного отражения (схемы, модели, репродукции и т.д.).
Выделяют следующие основные виды наглядных методов обучения:
- наблюдения,
- иллюстрации,
- демонстрации.
Наблюдение
Метод наблюдения – это процесс целенаправленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
Данный метод достаточно затратный и сложный в организации. Однако он является одним из необходимых элементов в формировании у учащихся точных представлений, необходимых для операции обобщения.
От уровня сформированности у учащихся навыков наблюдения, зависит эффективность восприятия наглядностей. Именно поэтому необходимо начинать с самого раннего возраста формировать у детей умение концентрировать внимание, находить и отмечать важные элементы в целом, размышлять над увиденным и высказывать свои мысли. Все это достигается посредством демонстрации детям, еще в детском саду, разнообразных иллюстраций, картинок и презентаций. Совместный с воспитателем просмотр и обсуждение, развивают у детей навыки наблюдения.
Таким образом, наблюдение можно охарактеризовать, как умение сосредотачиваться на явлениях окружающего мира, выделять основные элементы из общего, делать умозаключения и т.д.
Метод наблюдения имеет ключевое значение в процессе формирования у детей полноценной картины окружающей действительности, понимания тех или иных процессов и явления, а также оказывает положительное влияние на развитие восприятия, памяти, мышления и воображения.
Иллюстрации
Метод иллюстрации направлен на то, чтобы показать различные объекты, процессы и явления в их естественной форме и среде.
Допустим показ не только в рамках естественного существования объектов и явления, но и посредством их изображения. Например, достаточно сложно показать молнию в естественном виде, в этом случае ее можно показать с помощью иллюстраций, презентации или видео.
Основным средством иллюстрации является школьная или интерактивная доска. На них можно осуществить запись, нарисовать схему, изобразить последовательность действий и т.д. Кроме того, в качестве иллюстраций можно использовать различные иллюстративные пособия (картинки, таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы и т.д.).
Использование иллюстративного метода требует соблюдения ряда правил:
- Все наглядные иллюстративные материалы должны соответствовать возрасту детей, то есть быть им понятны и доступны для понимания, но в тоже время не примитивны.
- Каждая иллюстрация должна быть визуально понятна и представлять доступ к изучаемому материалу.
- При работе с иллюстрацией педагог в первую очередь должен выделять наиболее важные и характерные черты, четко и точно показать их детям сопровождая рассказом.
- Иллюстрация должна полностью соответствовать рассказу педагога, то есть дополнять и наполнять его устный рассказать.
- Внешний вид иллюстративного материала следует делать эстетическим и привлекательным для учащихся.
3. Демонстрации
Метод демонстрации – основан на представлении устройств, моделей, видеофильмов и т.д., которые показывают реальные свойства предмета или течение явления (процесса).
Цель демонстрации – показать, как именно происходит тот или иной процесс, последовательность его течение, значимость для окружающего мира.
Метод демонстрации способствует формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации на обучения.
Данный метод используют не только для того, чтобы продемонстрировать явление или процесс в естественном проявлении, но и для создания учебной проблемной ситуации, которая наталкивает учащихся на поиск новой информации и ее усвоение. Например, на уроках по развитию речи могут быть использованы ПК или магнитофон, которые демонстрируют эталон правильности произношения звуков и букв.
Большими возможностями в области демонстрации обладают мультимедийные технологии, которые позволяют показать учащимся объекты, процессы и явления в виде презентаций, видео- и аудиозаписей и т.д. С этой целью в образовательных учреждениях организуют специальные кабинеты, имеющие всё необходимое оборудование. В настоящее время, практически каждый учебный кабинет имеет интерактивную доску, которая значительно расширяет возможности педагога в плане организации и представления различного рода наглядностей, в том числе и демонстрации.
К демонстрации, как наглядному методу обучения предъявляется ряд требований:
- Наглядности должны обладать достаточно качественным изображением, в таком случае соблюдаются условия видимости для всех учащихся. В том случае, если изучаемые объекты малы, то нужно использовать различные виды проекции, при необходимости организовать поочередное наблюдение учащимися.
- Педагог во время демонстрации должен стоять лицом к классу, чтобы следить за реакцией учащихся. Необходимо следить за тем, чтобы не загораживать детям демонстрационный материал, с целью избегания возможных искажений в его восприятии.
- Число демонстраций должно быть оптимальным, педагогу необходимо помнить, что демонстрации призваны помогать понимать и усваивать учебный материал, а не рассеивать внимание детей, и тем более не отвлекать их от темы урока.
- При демонстрации сложного материала необходимо делать паузы, чтобы ответить на возникающие вопросы детей, дать им возможность усвоить полученную информацию, при необходимости записать ее.