Определение «мониторинг»
Термин «мониторинг» произошел от латинского monitor – надзирающий. Изначально данный термин часто использовался экологами и обозначал наблюдение, прогнозирование состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека. Но в последнее время термин получил куда более широкий смысл. В наше время понятие обозначает постоянное наблюдение за процессом с целью обнаружения его соответствия желаемому или максимально близкому к воображаемому.
На сегодняшний день понятие «мониторинг» активно используется во многих научных кругах, в том числе в психологии и педагогике.
А.С. Белкин определил мониторинг как непрерывное обоснованное с научной точки зрения отслеживание образовательного процесса.
Также данное понятие допустимо рассматривать как процесс отслеживания состояния объекта с помощью сбора данных, представляющих собой совокупность ключевых показателей. С точки зрения методологии мониторинг рассматривается, как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию. Мониторинг необходим, в том случае, когда в построении процесса важно постоянное отслеживание в реальной предметной среде того или иного явления, с тем, чтобы включать результаты наблюдений в процесс управления.
Термин мониторинг очень близок к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, контроля, аттестации, однако эти процессы являются лишь элементами мониторинга, проще говоря, его частными случаями.
В связи с этим данное понятие имеет ряд неоспоримых особенностей.
Во-первых, это целостная система, реализующая множество функций.
Во-вторых, имеется возможность выделить другие аспекты мониторинга, которые будут отличать его от других идентичных процессов:
- постоянный сбор данных;
- диагностичность;
- включение в состав критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в процессах;
- обоснованность модели и параметров;
- обратная связь.
Мониторинг реализуется в двух основных направлениях:
- Во-первых, отслеживание параметров деятельности, где в основном уделяется внимание процессуальным характеристикам.
- Во-вторых, дается прогноз и оценка психического состояния студента в процессе профессионального становления.
Основным моментом мониторинга является, как вы уже заметили, диагностика профессионального развития с внесением коррективов в процесс образования.
Способы реализации мониторинга
Все способы, а также технологии мониторинга можно свести к нескольким группам (Э.Ф. Зеер):
- Текущее наблюдение
- Метод тестовых ситуаций
- Экспликация
- Метод опроса
Анализ результатов профессиональной и учебной деятельности, при котором по заранее выбранной схеме изучаются тексты, графические материалы, творческие работы учеников.
Тестирование – достоинством которого является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные с его помощью. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, тесты достижений и др.
Формы мониторинга
Стартовая диагностика воспитуемости и обучаемости осуществляется сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сопоставления педагогического коллектива с рекомендациями.
Экспресс – диагностика (текущая) профессионально и социально важных характеристик обучающихся в течение всего времени обучения.
Финишная диагностика подготовленности выпускников с профессиональной стороны, помимо определения уровня сформированности профессиональных знаний, навыков, включает диагностику степени развития уникальных качеств для будущего специалиста в той или иной области.
Основные задачи мониторинга профессионально-образовательного процесса:
- отслеживание непонимания, трудностей, препятствий, которые могут возникнуть при усвоении материала;
- создание механизма управления процессом образования;
- индивидуализация педагогом собственной деятельности;
- обнаружение и фиксация неожиданных отклонений в процессе образования.
Решение вышеперечисленных задач на основе традиционной оценки процесса образования, которое базируется на определении показателей сформированности знаний и навыков, а в некоторых случаях – на диагностике психического развития, затруднено. По результатам многолетних оценок подобная информация имеется, и с её помощью вносятся коррективы в содержание образования.
Для того чтобы отследить уровень развития учебно-профессиональных и познавательных способностей целесообразно использовать фрагменты интеллектуальных тестов, методы тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения задач.
Мониторинг это эффективная технология, которая обуславливает профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной базы для принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.