Сущность и специфика методов музыкального обучения
Методы музыкального обучения – это способы организации усвоения учащимися содержания дисциплины, в соответствии с целями и задачами обучения музыке.
Методы музыкального обучения предполагают различные способы взаимодействия педагога и учащихся, в рамках образовательного процесса, при этом ведущая роль отводится педагогу.
Понятие «методы музыкального обучения» принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
Методы музыкального обучения в широком смысле – совокупность педагогических способов, направленных на освоение учащимися содержания музыкального образования и решения учебных задач.
Методы музыкального обучения в узком смысле – определенные приемы, используемые педагогом для усвоения учащимися музыкальных знаний, умений и навыков, овладение опытом творческой деятельности и чувственного отношения человека к реальной действительности, воплощенного в разнообразных музыкальных произведениях.
Сущность методов музыкального обучения заключается в том, что они направлены на развитие у учащихся творческих способностей, формирование музыкального вкуса и возникновению потребности в общении с искусством.
Подбор педагогом методов музыкального обучения должен опираться на то, что выбранный метод будет способен обеспечить развитие у учащихся воображения, музыкального мышления, радости от общения с искусством, вызовет эмоциональный отклик.
Методы музыкального обучения весьма разнообразны, что связано со спецификой музыкального искусства и его многообразием. Образовательный процесс будет более эффективным, если методы применяются не изолировано друг от друга, а в комплексе.
Классификации методов музыкального обучения
Общепризнанная классификация методов музыкального обучения:
Методы музыкального обучения исходя из видов учебной музыкальной деятельности на занятиях музыкой:
- методы развития сольного и хорового пения
- методы формирования навыков элементарного сольфеджирования
- методы развития отдельных музыкальных способностей: тембрового, ритмического, полифинического слуха и т.п.
- методы обучения правильному слушанию музыки.
Методы музыкального обучения исходя из содержания музыкального обучения (отдельные элементы музыкального обучения и их взаимосвязь):
- методы развития познавательных возможностей детей в различных видах учебной музыкальной деятельности
- методы сходства и контраста, основаны на сравнении творчества современных и классических композиторов
- методы активизации музыкального восприятия и деятельности
- методы обучения музыкальной грамоте на основании изучения отдельных направлений в музыке
- методы целостности занятий по музыке, с соблюдением тематического строения содержания
Методы музыкального обучения исходя из основных задач музыкального образования:
- методы, направленные на развитие у учащихся эмоционального и ценностного отношения к музыке, способности «проживать» музыкальные произведение, понимать настроение и чувства, переданные в музыке, проявлять эмпатию (реализуется посредством использования игровых методов и приемов);
- методы, направленные на развитие художественных и познавательных способностей, умения слышать и слушать музыку (реализуется посредством использования методов сравнения, анализа, обобщения, «забегания» вперед и «возврата» к пройденному и т.д.);
- методы, направленные на развитие у учащихся умения самовыражаться через музыку (реализуется посредством распевания, разучивания песен, обучение нотной записи, сочетания песни и танца и т.д.);
- методы организации творческой деятельности учащихся посредством музыкального искусства: сочинение мелодий, музыкальная импровизация, ритмический рисунок, игра на музыкальных инструментах и т.д.
Характеристика основных методов музыкального обучения, в зависимости от формы обучения
Ряд авторов выделяют методы музыкального обучения в особую группу, которая составляет основу педагогики искусства. По своему характеру методы подразделяют на три вида, в зависимости от формы обучения: наглядные, словесные и практические.
Словесные методы музыкального обучения: рассказы, словесные пояснения, беседы, комментарии, дискуссии, диспуты и т.д.
Наглядные методы музыкального обучения, представлены следующими методами:
- метод слуховой наглядности: прослушивание музыкальных произведений в записи или живом исполнении;
- метод двигательной наглядности: жестикулирование, мимические и пластические иллюстрации и т.д.;
- метод зрительной наглядности: рассматривание иллюстраций, репродукций, презентаций, слайдов и т.д.
Основная задача, стоящая перед педагогом при использовании данных методов, правильно подобрать и представить учебный материал. В том случае, если все будет выполнено верно, то педагог сможет направить восприятие учащихся на существенные моменты музыкальных произведений.
Практические методы музыкального обучения – направлены на формирование у детей умения правильно понимать и давать оценку произведениям искусства, осуществлять анализ специфических средств музыкальной выразительности.
Практические методы представлены:
- сравнение и сопоставление музыкальных произведений, способствует развитию умения видеть схожие специфические черты и находить различия;
- контраст и тождества: предусматривает осуществление анализа конкретного музыкального произведения через сравнение его с другими;
- вариативность впечатлений: показ конкретного явления, с целью раскрытия многоаспектности и многообразия изучаемого художественного образа;
- метод «перспективы» и «ретроспективы»;
- метод разрушения: выявление значимости того или иного средства художественной выразительности;
- метод обобщения: теоретический итог урока, причем выводы должны сделать сами учащиеся, хотя и при помощи педагога.